Дина Верни́ (Dina Vierny)

Стандартный

Дина Верни́ — здесь, как певица и исполнительница единственного альбома ставшего классикой «лагерного» шансона еще при её жизни. А в полное мере — цитирую википедию частями: (урождённая Дина Яковлевна Айбиндер, фр. Dina Vierny (Aibinder); 25 января 1919, Кишинёв, Бессарабия — 20 января 2009, Париж) — французская натурщица и галеристка, искусствовед, муза скульптора Аристида Майоля. Кавалер ордена Почётного легиона (1991).

Дина Айбиндер родилась в музыкальной еврейской семье в Кишинёве (в ту пору в составе аннексированной Румынией Бессарабии).Её отец, Яков Айбиндер (9 декабря 1889, Кишинёв, Бессарабская губерния — 12 декабря 1943, концлагерь Освенцим, Польша) был пианистом, мать — музыкантом, тётя — оперной певицей.

В 1925 году семья покинула Румынию и через Одессу, Варшаву и Берлин перебралась в Париж, где её отец устроился аккомпаниатором сеансов немого кино. Там, когда ей было 15 лет, друг её отца архитектор Жан-Клод Дондел познакомил её со знаменитым скульптором, тогда уже непререкаемым и престарелым классиком 73-х лет Аристидом Майолем, и Верни стала его излюбленной моделью. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству вновь начал рисовать. Верни позировала также Матиссу, Боннару и Дюфи, главным образом во время каникул от учёбы в Парижском университете. Была знакома с Бретоном, Дюшаном, С. Поляковым, С. Шаршуном; снималась в кино вместе с Жаном-Луи Барро и Бернаром Блие. Выступала в эстрадном коллективе «Октябрь», которым руководил Жак Превер. В 1938 году вышла замуж за начинающего кинооператора Сашу Верни.

В годы Второй мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления — сначала в Париже, затем в Банюле — в имении Майоля, который укрывал её во время оккупации. В тайне от Майоля Верни осуществляла переправку беженцев через Пиренеи в Испанию, сотрудничая с марсельской подпольной группой американского журналиста Вариана Фрая, была арестована французской полицией и освобождена при вмешательстве Майоля, который направил её в Ниццу к Анри Матиссу.Однако вскоре она нелегально отправилась в Париж, где в 1943 году была вновь арестована, на этот раз гестапо, и освобождена после 6 месяцев тюремного заключения после обращения Майоля к Арно Брекеру и ходатайства последнего. Отец Верни был депортирован и погиб в Освенциме.

27 сентября 1944 годa Майоль погиб в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции он завещал ей. Дина Верни становится владелицей галереи в Париже, одной из самых преуспевающих. С 1947 годa ей принадлежит галерея на ул. Жакоб в VI округе Парижа. После денацификации в 1949 году Арно Брекер просил её помощи в организации выставки в Париже, но она отказалась.

dina-verni+

На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, тот же VI округ), который, кроме работ Майоля (а также коллекции «наивных художников» и советских нонконформистов) в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри (впоследствии она передала ещё две скульптуры).

Дина Верни — соавтор многочисленных альбомов и каталогов современных художников, в том числе Франсуазы Жило, Сержа Полякова, Эрика Булатова, Андре Бошана, Жюля Паскина и Аристида Майоля. Изображения Дины Верни есть в Большой советской энциклопедии 1973 года издания в статье «Майоль», ей отведена целая фотовкладка. Документальный фильм о ней сняла Ольга Свиблова (1995). (конец цитаты)

verni

и вот такие обзоры имеются в сети: «Одна из самых преуспевающих галерейщиц Парижа, баронесса, жена французского скульптора Майоля, женщина, дружившая с Пикассо и Матиссом, Дина Верни была в семидесятые годы в Советском Союзе Блатной Певицей Номер Один. Хотя записала в своей жизни всего один альбом. А дело в том, что альбом того стоит.

Дина Верни приехала со своими родителями в Париж в возрасте 7 лет, и навестила Россию лишь смерти Сталина. Приехав, она много общается с художниками-авангардистами, встречается с диссидентами – ну и, конечно, кухонные разговоры, песни под гитару. А в этих песнях многое! Как лагеря были частью жизни, так и лагерная блатная песня тогда была неотъемлемой частью культуры. Позже Дина Варни писала так: «Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с нежностью. Обычно их исполняют от лица заключенного, сидящего далеко-далеко… Но его песня летит подобно ласточке, преодолевая огромные пространства».

Страстный коллекционер и галерист, она решает собрать эти песни. Но как вывести их из страны? На бумаге или магнитной ленте нереально, т.к. это явная антисоветчина. А Дину уже несколько раз вызывали в КГБ, обыск на границе очень вероятен. И Дина Верни учит песни наизусть… За короткий срок было разучено 24 песни, 13 из них впоследствии и составили пластинку.

Несколько экземпляров просочилось в СССР, запись слышали и переписывали. С тех пор эти песни неоднократно пытались «перепеть», но ещё никому не удалось не то что превзойти, но и хотя бы повторить Дину Верни, которая спела эти песни так, как они были когда-то услышаны ею в тесных и прокуренных московских кухнях. Ни один современный исполнитель «русского шансона» не добился той глубины искренности и выразительности, той интонационной правильности, которой смогла достичь Верни, не имея к этим песням, казалось бы, никакого отношения.»

dina-verni

Рисунок — Иван Величко, сделан по фотографии.

В 1975-ом году на студии «Le Chant du Monde» Дина Верни записала и выпустила альбом «Chants Du Goulag» — «Песни Гулага» (изданный у нас на CD под названием «Блатные песни»). Label: Le Chant Du Monde LDX274933. France

Дина Верни о пластинке «Блатные песни»

«Каждый русский человек испытывает ностальгические чувства, когда звучат эти песни. И как только выпьет рюмку-другую — он поёт их. Откуда он их знает? Без сомнения, они звучат повсюду, и никто не испытывает страха, распевая их. Так я и услышала их в Москве. Каждая песня на этой пластинке пришла из лагеря или тюрьмы. Большинство из них сочинены именно в этих местах. Некоторые, такие как «Товарищ Сталин», «Окурочек», «Колыма», «Свадебная лесбийская» и «А ты хохочешь» написаны в Сибири настоящими поэтами [автор почти всех этих песен — Юз Алешковский — С.Ж.]. Слушая их, я вспоминала Франсуа Вийона. Другие — о любви, а также блатные песни достойны пера Аристида Бриана. Песня «И вот опять сижу в тюрьме» написанная неизвестным заключённым в одной из тюрем, странным образом напоминает мне Бертольда Брехта. Очарование языка, юмор, тоска и жестокая сила в этих песнях создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с нежностью. Обычно их исполняют от лица заключённого, сидящего далеко-далеко. Но его песня летит подобно ласточке, преодолевая огромные расстояния…»

Дина Верни — Блатные песни — 1975 (2002)

dina-verni-blatnye-pesni-1

press here: ▄▄▄▄▄▄▄▄▄ (пар — shanson-e.tk)

Face A :

Quand nous nous sommes rencontres
Le costume neuf
Maman ne m’attends pas
De nouveau dans la prison
Le mariage des lesbienne
Odessa

Face B :

Madmae banjou
Le ruisseau
Kalyma ou le port de Vanine
Et toi tu ris
Bodaibo
Camarade Staline
Le megot

или

01 — Когда с тобой мы встретились.
02 — Костюмчик новенький.
03 — Не жди меня, мама.
04 — И вот сижу опять в тюрьме.
05 — Свадебная лесбийская.
06 — Одесса.
07 — Мадам Банжа.
08 — Течет речка.
09 — Колыма (Порт Ванино)
10 — А ты хохочешь.
11 — Бодайбо.
12 — Товарищ Сталин.
13 — Окурочек.

 очень много и хорошо, на severnij-forum

***

и немного Дины с другой стороны. цитирую журнал andanton

Лабиринт со скульптурами Майоля. Давайте я вначале расскажу, кто это такой. Известный французский художник и скульптор, последователь Родена, ярый приверженец классицизма в эпоху господства авангардизма, он погиб в возрасте 83 лет в 1944 году за рулем собственного автомобиля. Просто авария, хотя в те годы, разумеется, его судьба могла бы сложиться как угодно.

Наиболее пикантной деталью в биографии Майоля является знакомство с натурщицей Диной Верни. Когда она родилась в Кишиневе в 1919 году, ее фамилия была Айбиндер. Родители вывезли ее во Францию в семь лет, в 1926. В момент их встречи Дине было 15, а Майолю 73 года. Сейчас бы его посадили лет на восемь за педофилию, да и вся недолга. Но тогда нравы были попроще, и эта встреча обернулась особыми взимоотношениями на всю жизнь для обоих. Впрочем, большинство источников утверждают, что отношения эти были чисто платоническими. В 1938 году Дина вышла замуж за знаменитого в будущем киноператора Сашу Верни (в числе прочих работал с Рене, Бунюэлем, Гринуэем), и позднее эта фамилия сделалась основой для псевдонима Верникова. А после того, как Аристид Майоль встретил Дину Верни, он никого больше никогда не рисовал и не лепил, только ее. При этом Майоль так восхищался ее фигурой, что одалживал Дину, только как натурщицу, разумеется, своим приятелям Матиссу и Боннару, и они тоже ее рисовали и лепили. Всего создано около сотни шедевров, выставленных в разных музеях мира, запечатлевших тело Дины. Она была еще жива (Дина умерла 20 января 2009 года), когда я писал эти строчки. Во время войны Дина участвовала в движении Сопротивления, и Майоль дважды вызволял ее из гестапо, пользуясь своими связями и авторитетом. А после гибели Майоля Дина организовала фонд его имени и превратила их дом в Париже в музей, получив изрядные субсидии от государства, причем это был 1947 год, когда в принципе было не до искусства. В музее помимо Майоля выставлена большая подборка других знаменитых художников от Матисса и Дега до Кандинского и Кабакова. Я был в этом музее, меня привлекла проходившая там выставка картин Магритта, которую я не мог пропустить, и там я заодно познакомился с биографией и художественными работами Майоля. Не могу сказать, что я большой поклонник классицизма, и я не запомнил бы Майоля вообще, если бы не эта романтическая история и не то, как он бережно и как-то по-особенному изображал Дину на многочисленных полотнах и в скульптурах.

Вот многочисленные голые Дины стоят в саду Тюильри.

182802_original

За выдающийся вклад в культуру Франции Дине Верни был присвоен титул баронессы. После смерти Сталина Дина стала ездить на историческую родину, бывала в Москве и в Одессе, и там ее привлек тюремный блатной шансон. Советский Союз Дине активно не нравился. Вывезти с собой записи, скажем, Аркаши Северного было достаточно рискованным делом. Поэтому она выучила эти песни и напела их на диск в Париже в 1975 году. «Не жди меня, мама», «Костюмчик новенький», «Ты хохочешь», «Товарищ Сталин», «Окурочек» и другие вошли в ее альбом » Chants du Goulag» («Песни ГУЛАГа», кто не прочитал латиницу). В семидесятые годы в Советском Союзе французская баронесса Дина Верни(кова) считалась блатной певицей номер один. Я специально разыскал записи этих песен — она поет абсолютно без акцента и с большим чувством.

183184_original
Их можно послушать например здесь. Никоим образом не являясь приверженцем этого жанра, я не могу не преклоняться перед поразительной судьбой этой женщины, которую, к тому же, кто угодно может потрогать. И не только потрогать, как мы увидим ниже.

Эта скульптура — одна из многих работ Майоля в саду Тюильри рядом с Лувром. Будущая баронесса Дина Верни в камне. Ниже я даю еще несколько фотографий с изображениями Дины.

 ***

и Дина Верни на фотографиях Пьера Жаме. 1936-1938 из журнала humus

***

Ссылки

Dina Vierny, Model And Muse For Art’s Masters
Верни, Дина — Википедия
Основные даты жизни Дины Верни
Статья о Дине Верни
Сайт музея Майоля — фонда Дины Верни
Сайт галереи Дины Верни
Dina Vierny. Une vie vouée à l’art
На сайте Booknik
На сайте IMDB
Песни Дины Верни (russianlyrics.com)
Песни Дины Верни (shansonprofi.ru)

Один ответ

  1. полная версия интервью Дины Верни для фильма «Шансон двух культур. История», записанного в Париже, в 2008г. В январе 2009г. эта талантливая женщина ушла из жизни. Это ее последнее видео.


    *

    Dina Verni — The Cigarette Butt (Окурочек)
    Дина Верни исполняет песню Юза Алешковского «Окурочек».

Оставьте комментарий