Radian

Стандартный

Radian — электроакустическая пост-рок формация из города Vienna, Austria в постоянной численности трио, с переменными музыкантами и коллаборационистами, включая неожиданного для пост-рока Хауи Гелба. Отличительной их особенностью считается игра на акустических инструментах, которую не видя, легко спутать со звучанием электронных ритм-устройств. Андрей Горохов на muzprosvetе рассказывал о них так: «Австрийское трио Radian демонстрирует, пожалуй, наиболее интригующий, кошмарный и интенсивный пост рок из заползавших мне в уши. Radian — это настоящая группа: ударник, клавишник, басист. Барабаны звучат довольно натурально, бас тоже можно опознать, но всё остальное — сухой высокочастотный нойз. Ни рёва, ни грохота нет, но и компромиссов — тоже. При этом Radian играют, определённо, рок: в нескольких треках очевиден довольно блюзовый нойз-рифф (надеюсь, Джон Ли Хукер не переворачивается в гробу от моего излишне широкого взгляда на вещи).» конец цитаты

Основаны в 1996 году, в Вене, басистом John Norman, барабанщиком Martin Brandlmayr и клавишником Stefan Némethом. Дебютировали на лейбле Rhiz self-titled EPишкой а полноценный альбом TG 11 выпустили только в 2000 году на том же Rhiz и лейбле Mego. В 2002-м, Radian отправились в Chicago чтобы под руководством продюсера John McEntire, на лейбле Thrill Jocke, записать и через год, выпустить полнометражный альбом rec.extern — более эмоциональный, по мнению самих музыкантов, чем «TG11», который является просто звуко-конструкцией. Rec.extern стал первым их релизом получившим широкую популярность в США, так что в октябре 2002 года, они совершили концертный тур по Северо-востоку и Среднему Западу страны. Следующий альбом — Juxtaposition также записан при поддержке John McEntire и выпущен Thrill Jockey в августе 2004 года. Chimeric, был записан в Vienna уже без McEntire, и выпущен лейблом Thrill Jockey в 2009-м. В 2011 году Németh покидает Radian и его место занимает гитарист и электронщик Martin Siewert. В 2014 году, на своем собственном лейбле Radian Releases, выпускают крайне любопытный релиз — Radian Verses Howe Gelb, как понятно из названия — коллаборацию с Giant Sandовским лидером — Howe Gelbом. В 2016-м, Radian вновь возвращаются к работе с лейблом Thrill Jockey и выпускают очередной полнометражный альбом On Dark Silent Off.

Radian

Интервью с участниками группы www.fulldozer.ru в 2003 году.

Есть версия, что знаменитая фраза Ленина «Важнейшим искусством для нас является кино» в реальности представляет собой урезанную и исковерканную цитату. Размышляя о свойствах культуры нового, социалистического государства, Ленин презрительно отозвался о непритязательных вкусах граждан: «В условиях непроходимой тупости масс, важнейшим искусством для нас по-прежнему остается кино и цирк». Так получилось, что фоном для интервью Дмитрия Филиппова с австрийской группой RADIAN стало то же самое разочарование в запросах масс, побудившее вождя пролетариата к сочинению самого знаменитого слогана в истории киноиндустрии. Разговор, вращавшийся вокруг неуловимых абстракций типа «поп-культура» и «поп-формат», неизбежно должен был закончиться тем, чем он и закончился — глубоким погружением в аристотелевскую терминологию, как ни странно оказавшуюся весьма важной для понимания места RADIAN в современной … поп-музыке.

БУЛЬDOZER: Сейчас вы работаете с американским лейблом Thrill Jockey. Америка и американская культура традиционно ассоциируются с пошлостью и плохим вкусом. Привычно ссылаются на Голливуд как центр массовой культуры. Что вы думаете об этом?

МАРТИН БРАНДЛМАЙЕР: Должен сказать, что в том, что я знаю об американской культуре и о людях, с ней связанных, я совсем не нахожу подтверждения этой мысли. Что касается Америки в целом, то это в определенной степени клише. С другой стороны американский поп-мусор это действительно безвкусица. Но я всегда очень осторожно говорю о таких вещах, потому что в этой области всегда очень много клише. Например, Австрия известна как страна с очень высокоразвитой культурой, на австрийцев поэтому смотрят как на людей с хорошим вкусом. Но это так только в случае с музыкальной и культурной элитой, что очень важно для создания имиджа Австрии. Если же вы живете в Австрии, то вы скоро обнаружите, какой невероятно ужасный вкус преобладает в этой стране!!! В Америке вы можете найти очень сильную поп-культуру, связанную с капиталистической системой. Возможно, это связано с потерей корней, потерей связи с чем-то фундаментальным и естественным. С другой стороны, мне нравится поп-культура, и в определенной степени я могу получать удовольствие от безвкусных вещей. Вообще это очень важный вопрос: плохой вкус это всегда плохо для искусства? Я так не думаю. Искусство ведь всегда связано со средой, в которой оно существует. Есть великие артисты, которые работают в пределах поп-культуры, особенно это касается Америки. Я думаю, что в последнее время произошли некоторые изменения, оказавшиеся чрезвычайно важными для искусства и пути его развития. Оно освобождается от некоторых старых догматических форм. Результатом таких изменений стал поп-арт и такие люди как Джон Кейдж.

ДЖОН НОРМАН: Хочу признаться, что у меня тоже было некоторое предубеждение насчет Америки, и я понимаю, о чем вы говорите. Преобладающая часть так называемой американской «культуры» основана на потреблении и развлечениях. Этой культуре часто свойственен упадок и дегенерация. По сравнению с европейской, азиатской или африканской культурой американская культура и общество исторически беднее. Но, по моему мнению, среди американцев нет культурного единства. Они не одинаковые. Многое зависит от образования и семейного воспитания. В то же время, быть европейцем это не значит гарантировано иметь хороший вкус.

БУЛЬDOZER: Европейские артисты редко бывают популярными в США, почему?

ДЖОН: Может быть проблема в понимании. Американцы любят свою собственную культуру, и они редко понимают что-то приходящее извне. Иногда кажется, что они просто не хотят понимать. В конечном счете, эту ситуация помогает объяснить патриотизм. Может быть, язык тоже является барьером. Кроме этого, музыка — это экономический фактор в жизни США. Глобальное военное превосходство США после второй мировой войны позволило им распространить по всему миру не только Макдональдс, но и американскую музыку: Элвис Пресли, BEACH BOYS, Мадонна и проч. Теперь, я полагаю, что они боятся конкуренции, также как американская экономика предпочитает больше экспортировать, чем импортировать.

БУЛЬDOZER: Музыка, которую вы исполняете, отражает определенный уровень развития таких интеллектуальных стилей как микроволна и минимал техно. Каков следующий шаг в европейской музыке?

ДЖОН: Понятия не имею.

МАРТИН: Следующий шаг? Думаю, что никаких глобальных этапов в развитии музыки нет. В последние десятилетия развитие искусства шло разными путями. Существует много разных стилей, развивающихся своими путями, и внутри каждого направления можно найти свои различия. Мое мнение таково: последние 100 лет в искусстве очень важна индивидуальность, создание собственного уникального стиля. Думаю, что эта тенденция сохранится. Важно еще то, что артисты начинают все больше и больше делать такие вещи, которые раньше бы выглядели противоречащими друг другу. Я знаю артистов, которые занимаются импровизационной абстрактной музыкой и, в то же время, делают поп-музыку. Диджеи крутят пластинки на танцполах и одновременно занимаются экспериментальной музыкой. Думаю, это здорово. Мне это очень нравится. Страх и ложная гордость покидают музыку. Это глобальная тенденция в европейской музыке. Другой вопрос — что такое «развитие»? Люди часто думают о развитии, о новизне. Похоже, что сейчас наступило некоторое ослабление интереса к этому, в то время как лет 10 назад очень важно было делать что-то новое. Сейчас опять усиливается внимание к самому ощущению от процесса творчества.

БУЛЬDOZER: Законы капитализма диктуют путь развития культуры — вы можете часто встретить это утверждение в наши дни, но все же, на ваш взгляд, насколько значительно влияние экономических факторов на творчество?

МАРТИН: О, да, это влияние определенно существует! Начать с самого основного и практического вопроса: может ли артист обеспечить себя? Есть разница между артистами, вынужденными работать и теми, кто может полностью посвятить себя творчеству. Этот момент влияет на творчество, хотя не могу сказать, что последний случай обязательно лучше. Артистам приходится бороться со многими вещами. Второй аспект это то, что экономика в некоторой степени определяет характер общества. Если мы говорим о таких важных компонентах музыки как громкость и скорость, то сейчас на Западе намного сложнее делать спокойную и тихую музыку, чем раньше. Конечно, вы можете ее делать, и небольшой группе людей это понравится, но массы вас не услышат! Этот момент определен экономикой. Скорость музыки — это очень интересно. Если общество живет в ускоренном темпе, то в нем есть соответствующее отношение к быстрому и медленному музыкальному темпу.

ДЖОН: Сильная экономика делает некоторые вещи легче, особенно это касается масс-культуры. Думаю, что сильная экономика это не столь важно для высокого искусства или для современного искусства и его развития, но вам необходимо иметь хорошую инфраструктуру, чтобы донести это искусство до аудитории. Часто это возможно только при условии существования здоровой экономики и больших финансовых вложений в области культуры.

БУЛЬDOZER: Существует мощная дискуссия вокруг понятия «поп-музыка». Что это? RADIAN играют поп-музыку?

ДЖОН: Поп-музыка — это просто популярная музыка. Я знаю, что поп-музыка часто вдохновляется экспериментальной, вот почему часто сложно определить, что есть поп, а что таковым не является.

МАРТИН: Мы работаем с формами и структурами поп-музыки. Что касается лично меня, то меня привлекает создание чего-то вроде виртуальной поп-музыки. Это, конечно, абсурд, ведь поп-музыка это также и социальное явление. Поп-музыка без общественной среды бессмысленна, но мне просто нравится играть с ее формами. Если взять, например, хип-хоп, то басовый барабан здесь всегда на определенном месте, подсечка на определенном месте в ритмическом рисунке — так сложилось исторически. Но ведь можно оставить музыкальную форму и использовать новую ритмическую структуру, такая музыка только с формальной точки зрения будет похожа на поп-музыку. Мне интересно работать с ритмами, не использовавшимися в истории, что, конечно, сложно, т.к. полностью отключиться от влияния того, что уже создано, невозможно. Не так давно я также работал и с противоположностью тому, о чем я сейчас говорил — с настоящими поп-клише. Например, я работал с дешевыми драм-машинами. Так что для меня наша музыка очень тесно связана с поп-культурой.

БУЛЬDOZER: А вообще, как вы считаете, можно ли говорить об элитарной музыке и музыке для масс? Существует ли эта элита? И существует ли масса?

МАРТИН: Ну, раз эти термины существуют, значит, и элита с массой существуют. Музыка для элиты и для масс существует, потому что ее создают для них.

ДЖОН: Есть элитарная музыка, и есть массовая музыка. Это знак декаданса, когда делают, скажем, сложную или импровизационную абстрактную музыку, которую понимает узкая аудитория из пяти человек. Люди, занимающиеся этим, могут думать, что они находятся в самых экстраординарных, исключительных культурных кругах. Но все же большинство музыкантов счастливы выступать перед любой аудиторией.

БУЛЬDOZER: Критики, пишущие о вашем альбоме «TG11», часто используют слово «напряжение». Мы со своей стороны хотели бы добавить «невротическое напряжение». Местами этот альбом звучит очень нервно. В этой связи в голову приходит такой вопрос: США это мировой центр психоанализа, как вы считаете, среди американцев действительно больше людей, страдающих от неврозов и личностных расстройств? Америка сейчас в напряжении?

МАРТИН: Какое забавное совмещение — невротическое напряжение нашей музыки и психоанализ в Америке! Все дело именно в напряжении, это главное в искусстве и музыке. Если мы возьмем народную музыку любой страны, мы не найдем в ней никакого невротического напряжения, она естественна. Но покажите мне музыку, любое произведение искусства западных стран из того, что было создано за последние 70 лет, которое не было бы невротическим!!!

ДЖОН: «Невротическое напряжение»! Ха-ха! Должен признать, вы, наверное, правы, наша музыка, действительно не особо расслабляет. Все это и так понимают. А то, что США являются центром психоанализа, это не просто совпадение. Кажется, что это очень небезопасная страна. Пропасти между слоями общества здесь очень глубоки. Постоянные разговоры на тему «патриотизм, герой или враг, хороший или плохой», агрессивная армия, горы оружия, потребность в личной защищенности, социальный прессинг на тему спорта и того, как важно быть крутым и плюс легкость, с которой можно потерять работу — я бы назвал это в высшей степени невротическим обществом. А с этим правительством оно становится хуже и хуже. Хотя не все в Америке так плохо и… невротично.

БУЛЬDOZER: Хочется узнать, занимаетесь ли вы еще чем-нибудь в искусстве кроме музыки?

ДЖОН: Нет, сейчас нет. Давно когда-то я рисовал и занимался графикой.

МАРТИН: Нет, ведь музыка обладает столь многими измерениями. Для меня это не просто акустическое явление, для меня в ней есть и свой визуальный аспект. Это движение в пространстве и времени. Так что в музыке я занимаюсь и визуальным творчеством тоже.

БУЛЬDOZER: Альбом «rec.extern» звучит легче и светлее, чем предыдущий. Это влияние нового лейбла?

МАРТИН: Интересно, а, что значит легче? Если мы посмотрим на эмоциональное содержание, то я совсем не думаю, что этот альбом легче, чем предыдущие. Вероятно, он более доступен, чем, например, «TG11», который является просто звуко-конструкцией. «rec.extern» более эмоционален, и мы слышали по этому поводу много разных отзывов. Одни говорят, что альбом получился призрачным и мрачным, другие говорят, что он очень светлый, а один журналист детально описал свои чувства во время прослушивания альбома, считая, что в подобном настроении мы и записывали эту музыку. Он сказал, что это то самое ощущение, когда ты один дома, а окна закрыты занавесками… Это очень интересно, ведь мы много работали над эмоциональным содержанием, при этом, стараясь придать ему как можно более абстрактные формы. Мы не имели дело с такими конкретными чувствами как грусть, радость, гнев, и хотя в этой музыке много эмоций, она открыта для толкований.

БУЛЬDOZER: Правы ли те критики, которые сравнивают вашу музыку с джазом или даже прямо идентифицируют вас как джаз-группу?

МАРТИН: Мы часто встречаемся с этим, но совершенно не понимаем, откуда это сравнение взялось. Для нас это полный абсурд, когда RADIAN сравнивают с джазом. Базовый ингредиент джаза — это импровизация. Но ведь мы не импровизируем! Такая музыка не сочиняется сразу, в один момент, совсем нет. Все тщательно конструируется. И мы совсем не используем джазовые приемы. Наша музыка задумывается вне связи с каким-либо определенным стилем. А если и есть какие-то связи, то это скорее рок, поп или фанк, но не джаз. Есть только одна вещь, которая сближает RADIAN с джазом. Мы используем старые джазовые барабаны, и еще мы работаем с легким инструментальным саундом, который вы можете часто слышать в кул-джазе, такой очень по-акустически звучащий саунд.

БУЛЬDOZER: Кого вы бы могли включить в список музыкантов, когда-либо вдохновлявших вас?

МАРТИН: Вот наши фавориты: Яннис Ксенакис, Принс, Джеймс Браун, Майлс Дэвис, Кристиан Феннеш, Эрик Дольфи, GIANT SAND/HOWE GELB, AUTECHRE, SONIC YOUTH, SLINT, CODEINE, вся продукция лейбла Mego, а также DEPECHE MODE, Джон Кейдж, И. С. Бах, Бэк, TORTOISE, ранний Стив Райх, AC/DC, AMM, APHEX TWIN, Барри Вайт, BEASTIE BOYS, Бобби Вомак, Кертис Мэйфилд, EINSTURZENDE NEUBAUTEN, Джеф Милс, JOY DIVISION, Ли «Скретч» Перри, LABRADFORD, MELVINS, METALLICA, MOTORHEAD, MY BLOODY VALENTINE, NEW ORDER, SLAYER…

БУЛЬDOZER: А я думал, вы только экспериментальную музыку слушаете…

МАРТИН: Совсем нет.

БУЛЬDOZER: Вы говорите, что работаете с поп-музыкальным форматом, а что вам больше всего нравится в поп-музыке? Что-нибудь из того, что мелькает на MTV, вам нравится?

МАРТИН: О, нет. Ни в коем случае. От MTV только голова болит. Это просто большая циничная машина по выколачиванию денег. Конечно же, поп всегда зависел от денег, это просто неразделимые вещи. Но нас интересует ситуация, когда люди берут формы поп-музыки и заполняют их серьезным содержанием. На MTV вы видите, как артисты исполняют свои роли в музыкальной промышленности. Есть свой код поведения у каждого стиля, и они двигаются и ведут себя в соответствии с заданным кодом. Это просто ужасно. Но есть много музыкантов, которые по-прежнему не довольны, по-прежнему рефлектируют, размышляют о социальных структурах и не соглашаются с системой. Такую музыку вы вряд ли найдете на MTV. Этот канал является настоящей пропагандистской широковещательной системой. То как звучит поп-музыка, это очень важно. Строение музыки связано с общественным сознанием. Очень занимательно наблюдать, что пара простых аккордов и голос могут сделать с человеком. Интересно смотреть на простоту блюзовой каденции и на то, каким содержанием наполнилась эта музыкальная форма за эти десятилетия. Еще интереснее наблюдать за тем, какие разнообразные эмоции вкладывались в эту форму исполнителями. Это потрясающе — слушать бесконечно грустного Уилла Олдхэма. Это блюз, и это пример того, что нас интересует. Та же самая музыкальная форма, но она переполнена эмоциями. Вот с этими формами нам интересно поиграть. Другой вопрос — как мы понимаем «форму»? Если мы говорим о существовании «пустой» формы, музыкальной формы без содержания, то мы должны выяснить, что же такое «содержание»? Абстрактная музыкальная форма и эмоциональный контент — возможно ли их разделить? В контексте рассуждений о поп-музыке эта проблема представляется чрезвычайно интересной.

© Дмитрий Филиппов, Fulldozer, 2003, интервью + текст

Members:

Martin Brandlmayr — drums, computer
John Norman — bass
Martin Siewert — guitars, lapsteel, electronics
(past member: Stefan Németh — synthesizer, computer)

External links

radian.at \ wikipedia \ discogs \ facebook

Один ответ

Оставьте комментарий