Cybotron (Juan Atkins & Rick Davis)

Стандартный

Cybotron — основанный в 1980 году, в Детройте (Detroit), новаторский техно-дуэт в составе Juan Atkins и Richard «3070» Davis (в последствии трио с присоединившимся гитаристом John «Jon 5» Housely), своим творчеством оказавший влияние на множество других музыкантов, в свою очередь поглотивший творчество George Clintonа с его «Funkadelic», музыку немецких и японских электро-пионеров Kraftwerk и Yellow Magic Orchestra, направления electropop и italo disco, футуристическую литературу Alvin Toffler‘а (в частности его книги Future Shock и The Third Wave). Да и само название группы — неологизм Аткинса, произведенный от cyborg и cyclotron. Впрочем, Аткинсон все время занимался выдумыванием не только новой музыки но и новых слов, футуристически звучат названия его лейблов «Metroplex» и «Transmat».

Иногда путают с австралийскими электронщиками Cybotron, не менее интересными а тем более еще более древними, основанными Steve Maxwell Von Braundом в 1975 году.

Ряд синглов американского «Cybotron»а считается классикой «электро»: в первую очередь «Clear» b/w «Industrial Lies» (Fantasy, 1983), дебютный «Alleys of Your Mind» b/w «Cosmic Raindance» (Deep Space, 1981) и последовавшие за ним «Cosmic Cars» b/w «The Line» (Deep Space/Fantasy, 1982) и «R-9» (Fantasy, 1985).

врунете популярен в относительно узких кругах, и имеет приличное количество рецензий, к примеру onetwo.tv продолжает: В период становления, с 1980 по 1983 годы, группа выпускает несколько синглов, сегодня рассмариваемых в ряду иных образцов классического электро. Всего было продано 15’000 копий. Подобный успех привел к подписанию контракта с калифорнийским лейблом Fantasy, и осенью 1983 года публике был представлен дебютный альбом «Enter». На творчество коллектива оказал влияние и фанк среднего запада Америки, и немецкие пионеры искуственного звука Kraftwerk, и английский электропоп, и итало-диско, и даже научно-фантастическая литература. Результатом такого широкого спектра елементов влияния, обедененных в смелом эксперименте со звуком, стало нагнетающее антиутопическую атмосферу пост-индустриального города новое звучание, явившее собой одну из первых предпосылок появления техно. Однако, в то же время, различия между музыкальными пристрастиями создателей Cybotron приводят к тому, что в 1985 году Аткинс покидает проект, основывает свой лейбл Metroplex и работает сольно, издаваясь и выступая под псевдонимами Model 500, Model 600 и Infiniti, а также используя свое настоящее имя, продолжая развивать тему детройт техно. Его музыкальная карьера продолжается и по сей день. Дэвис же выпускается как Cybotron вплоть до середины 1990-х, к этому периоду звучание Cybotron уже становится довольно далеким от первоначального. Единственным мостиком с прошлым стал релиз «Clear» 1990 года – по сути переиздание всё того же «Enter» с несколько измененным порядком треков и одной новой техно-композицией «R-9». Но для большинства поклонников настоящий Cybotron прекратил свое существование с уходом Хуана Аткинса.

уж не помню кто, уточняет: Несмотря на то, что их относят к электро, Cybotron также считаются частью ранней эволюции техно. Cybotron — первый музыкальный проект одного из создателей техно, Хуана Аткинса. Уникальное сочетание группы музыкальных влияний, смело экспериментальной эстетики и афро-футуристической философии послужили подкреплением для детройтского техно. Cybotron использовали синтезатор как доминирующий инструмент, в паре с драм-машиной. Это нашло отражение в их первом сингле, “Alleys Of Your Mind”, который был выпущен на их собственном лейбле Deep Space и попал в плейлист Electrifyin’ Mojo в 1981 году. Он стал местным хитом в Детройте, где было продано около 15000 копий. Их следующие два сингла, “Cosmic Cars” и “Clear”, имели еще больший успех, который в 1983 году привел их к подписанию контракта с Fantasy (Беркли, Калифорния) и релизу дебютного альбома “Enter”. В 1990 на Fantasy также был выпущен следующий альбом — “Clear”. Музыка Cybotron’а отражает изменения в атмосфере Детройта конца 60х – начала 70х годов. Город находился на переходном этапе, из промышленного Boomtown’а он превратился в послереволюционную пустошь, из столицы автопроизводства в столицу убийств. Такие треки как “Alleys Of Your Mind” и “Techno City” стали зеркалом города, техно-звук которых позволял уловить дух Детройта того времени. Здесь подсознательная фанк пульсация сочетается с четкими и сухими запрограммированными ударами. В 1985, Аткинс покинул группу из-за творческих разногласий с Дэвисом. Дэвис хотел быть ближе к рок-музыке, в то время как Аткинс хотел продолжить развитие электронного стиля в духе «Clear». После распада, Дэвис выпустил несколько записей как Cybotron, последний в 1995 году. Аткинс тоже продолжил музыкальную карьеру. Он основал лейбл Metroplex и выпустил несколько записей под разными именами, включая Model 500, Model 600, и Infiniti. Аткинс также продолжил выступать как DJ под своим собственным именем.

см.

Jon Savage on song: Cybotron — Techno City
Alleys Of Your Mind
Cosmic Cars
Cybotron (American band)

Брюстер Билл в статье «История диджеев» на culture.wikireading.ru

Из трех основателей техно лучшим музыкантом был Хуан Аткинс. Все свое детство он увлекался музыкой, играя на басу и ударных в гаражных фанк-командах. Ему нравились разные жанры, но особенно — звуки группы Parliament-Funkadelic, которая благодаря новаторству своего клавишника Берни Уоррелла (Bernie Worrell) первой начала использовать синтезированные басовые партии. Когда однажды в программе Mojo Аткинс услышал апофеоз этой эстетики — фанковую компьютерную музыку Kraftwerk, — он долго не мог прийти в себя. «Я прямо остолбенел. Все было так чисто и точно, как будто роботизировано», — говорит он в книге Шерил Гарретт ‘Adventures In Wonderland’.

Окончив в 1980 году среднюю школу, он купил себе клавиатуру Korg MS10 и все лето компоновал простейшие треки. Представив их своим одноклассникам на музыкальном курсе колледжа, он объединился с Риком Дэвисом (Rick Davis) — легко контуженным ветераном вьетнамской войны, который был на одиннадцать лет старше, пользовался псевдонимом 3070 и располагал целой аладдиновой пещерой звуковой аппаратуры. Дэвис к моменту их знакомства уже записал авангардный электронный альбом ‘The Methane Sea’, которым Mojo открывал свое шоу. Дэвис и Аткинс, недолго думая, создали группу Cybotron.

Первый релиз CybotronAlleys Of Your Mind’ вышел в 1981 году на их собственном лейбле Deep Space. Он представлял собой разреженный пульсирующий трек в стиле электро, который все приняли за работу какого-нибудь белого европейского коллектива (что объяснялось существенным влиянием вещи ‘Mr. X’ с долгоиграющей пластинки ‘Vienna’ группы Ultravox). Можно также провести параллели между ‘Alleys Of Your Mind’ и появившейся в 1982 году ‘Planet Rock’ Африки Бамбаты (с почти таким же электронным фанком, но несравненно более успешной). ‘Alleys Of Your Mind’ стала хитом лишь местного значения, да и то благодаря регулярным трансляциям в программе ElectrifyingMojo, однако после пары новых синглов — ‘Cosmic Cars’ и ‘Clear’ — Дэвис и Аткинс подписали соглашение о выпуске альбома с калифорнийским лейблом Fantasy.

Не меньшее значение, чем сама музыка, имели и стоявшие за ней идеи. Дэвис придерживался особой личной философии, основанной на элементах иудейского мистического учения о магических числах (отсюда и псевдоним 3070), избранных научно-фантастических текстах и футурологических теориях Элвина Тоффлера, чья популярная книга «Третья волна» в согласии с модой предсказывала наступление постиндустриального будущего, в котором основной валютой будет информация. Тоффлер также утверждал, что будущее возьмут в свои руки техноренегаты — повстанцы, способные использовать технологии в своих целях. Такие мысли оказались очень созвучны мечтам Аткинса о футуристической музыке, создаваемой на серийных электронных инструментах. Они с Дэвисом часами обсуждали все это, примеряя такие идеи к постиндустриальному городскому пейзажу Детройта и делая его движущей силой своего творчества.

Вместе с третьим участником — гитаристом Джоном Хаусли (John Howesley), которого Дэвис окрестил «Джон 5», Cybotron сочинили альбом Enter, но когда влюбленный в Хендрикса Дэвис дал понять, что желает двигаться в более р?ковом направлении, группа распалась. Аткинс создал новый лейбл — Metroplex — и под псевдонимом Model 500, который казался ему удачно «неэтническим» (а также, вероятно, намекал на нумерологию Дэвиса), записал в 1985 году основополагающую техно-пластинку ‘No UFOs’ — мрачный вызов танцполу, многослойный пирог из механистического баса и перкуссии с диссонирующими мелодиями и тявканьем бесплотных голосов. Это, безусловно, были звуки будущего Детройта.

нечто невнятное, но фото увы единственное

***

а вот (наконец-то) альтернативное мнение от t-150, цитирую его журнал:

а) Richard Davis ‎– Methane Sea, side A (1978)

обнаружил редкую запись, первую сторону первой пластинки рика девиса из детройтского циботрона. тем, кто с трудом понимает о чём я — будет ни разу не интересно, и это правильно.

б) 3070 ‎– Vision \ Megiddo (1986)

а вот ещё одна достаточно редкая среди нас пластинка — на сей раз запись 86-го года, скромно избежавшая основной этикетки, то есть циботрона. пластинка небезынтересна тем, что на ней рик девис гоуз минимал синт, евпочя. не уверен, что скорость воспроизведения правильная — на дискогсах длительность указана иная. впрочем, если судить по голосу, всё вроде бы ок.

алсо, напомню широкой общественности, обоим индивидам, пару хитов разных лет от этого мрачноватого черножопого ветерана вьетнамской войны из города-героя детройта. одним из вопросов, не на шутку волнующих сегодня прогрессивную молодёжь во всём мире, является решительное размежевание рика девиса и в разы более раскрученного хуана аткинса в плане их вклада в совместное творчество периода 1981-1985. в общем-то с этим всё вполне ясно — вопрос этот волнует вовсе не потому, что ответ на него представляется покрытым ебучей загадочностью, как некоторые из вас любят. этот ответ не расстроит ни больших фанатов аткинса, к сожалению практически ничего собой не представляющего после буквально пары первых сольных синглов в духе мрачного электро времён циботрона, ни тех, кто считает девиса незаслуженно замалчиваемым — отнюдь не самим хуаном — и по сути куда более «взрослым» автором и исполнителем. это не говоря о некоторых формальностях, известных каждому, кто интересовался. вышеупомянутые записи, однако, добавляют некоторой мазни в эту картину маслом, какбэ дополняя смутный образ повёрнутого на Элвине Тоффлере и афрофутуризме замкнутого гражданина, в застаставленную синтезаторами комнату которого попал желторотый хуан аткинс в начале 80-х. ну и в любом случае, как это водится, циботрон лучших времён — это некая творческая сверхсумма. но в том-то и дело, что это не сплав, а композит — он неоднороден и легко распадается на выраженные компоненты при малейшем внимании к самим компонентам. более внимательные граждане заметят, кроме прочего, значительную роль третьего компонента, которого для некоторых будто бы вообще не существует — это гитарист John Housely aka Jon-5.

*

и поскольку о Аткинсе у нас тут есть отдельная страничка, немного о Девисе, насколько это вообще возможно, учитывая скудность информации (как и фото) о нем в сети: Richard Davis родился в 1952 году под именем Richard Delano Davis. Еще до музыкальной карьеры, участвовал в Vietnam War ветераном которой стал. С Juan Atkinsом познакомился во время учебы в Washtenaw Community College. В начале 1980х совместно с Джулианом соорудил проект Cybotron а сольно подписывается ником  3070.

Richard Davis at Discogs \ Richard Davis at Wikipedia

***

Discography

Albums

Enter (Fantasy, 1983)
Clear (Fantasy, 1990) (Enter with a slightly changed track listing)
Empathy (Fantasy, 1993)
Cyber Ghetto (Fantasy, 1995)

Singles

«Alleys of Your Mind» b/w «Cosmic Raindance» (Deep Space, 1981)
«Cosmic Cars» b/w «The Line» (Deep Space/Fantasy, 1982)
«Clear» b/w «Industrial Lies» (Fantasy, 1983)
«Techno City» (Fantasy, 1984)
«R-9» (Fantasy, 1985)
«Eden» (Fantasy, 1986)
«Cosmic Raindance» (Fantasy, 1996)

*

External links

Cybotron’s website \ Cybotron at discogs

Один ответ

  1. «It’s amazing how much credit went to Juan Atkins for his role in Cybotron. I’ve come to realize over the years that the pure genius of Cybotron is Rik Davis. Although Rik took a different direction back in 1993, there is a deeper meaning to the music.»

Оставьте комментарий