William Onyeabor

Стандартный

William Onyeabor — нигерийский музыкант в 70-80 годах совершенно неизвестный, в 2000-х переживающий второе рождение, благодаря музыкальной археологии Дэвида Бирна и его лейбла Luaka Bop — утверждают одни источники, а другие: что в начале семидесятых обучался кинематографии в СССР, а вернувшись на родину, начал записывать пластинки и издавать их на собственном лейбле Wilfilms Records (в период с 1976 по 1985 года, в количестве семи-восьми релизов). Затем его короновали (sic!) и он стал вождем (High Chief) в городе Enugu, что в восточной Нигерии (бывшая столица самопровозглашённого государства Биафра). Третьи пишут, что стал бизнесменом и мельником (sic!sic!). Пресс-служба лейбла Luaka Bop утверждает, что после 1985го, Вильям стал новообращенным христианином и дал обет молчания. Фирма синтезаторов «Moog» уверяет, что он является официальным продавцом их продукции (тех самых синтезаторов, но которых он играл в семидесятых) по всей Нигерии. А еще одни умники утверждают, что все это фигня и что видели Онйеабора работающего таксистом в городе Athlone (Ireland).

william-onyeabor-david-byrne-luaka-bop

Любитель головных уборов, фасонов разнообразных; микрофонов, которыми обставлял себя не хуже чем Френк Заппа в своих нарколептических видениях; аналоговых синтезаторов и девушек на припевк-ах, а так же обладатель роскошной фамильи — Вильям Онйеабор, если бы не существовал на самом деле, то его невозможно было бы выдумать. Он — живое подтверждение тезы: «что может быть фантастичнее и неожиданнее действительности? Что может быть даже невероятнее иногда действительности?» (Ф.М.Достоевский. Собр. соч. в 15 т. т.13. Дневник). И нефик тут с вашим Набоковым!

Долгое время лейбл Бирна пытался издать компилляцию Маэстро, (прежде выпуская по треку в сборниках World Psychedelic Classics 3: Love’s a Real Thing — The Funky Fuzzy Sounds of West Africa, анд Nigeria 70: The Definitive Story of 1970’s Funky Lagos), но тому препятствовали законодательные ограничения (невозможность получить разрешение от самого автора, ввиду его отсутствия), и в 2013-м выпустил пластинку Вильяма — Who Is William Onyeabor? (CD, Comp, Luaka Bop, 2013), а в 2014-м сборник ремиксов Various Artists — What?! William Onyeabor Remixed (2xLP, Comp, Luaka Bop, 2014).

Весной 2014-го вышел получасовой документальных фильм Fantastic Man — A Film About William Onyeabor, от режиссера Jake Sumner (Alldayeveryday), в котором всякие серьезные мужчины, навроде Деймона (Damon Albarn из Blur, Gorillaz etc) и Мартина (Martyn Ware из The Human League), музыкальные историки и коллекционеры винтажного винила, юные диджеи и олдскульные диск-жокеи — рассуждают о феномене О. демонстрируют пластинки, вырезки из старых газет, слушают треки О. на айфоне и танцуют, танцуют и танцуют под его музыку. И взрослые и дети. А в конце фильма нам показывают дом О. с широкой лестницей вдоль которой установлены портреты О., а подъем преграждает его «polymoog» — синтезатор, на котором он играл хрен знает когда.. И за кадром звучит голос, якобы принадлежащий О, который говорит, что мол «все классно, чуваки, я люблю вас» и какой-то нигериец в кадре, машет нам рукой. Молодой, а значит не он.. И ты понимаешь, что тебя снова нае…

Замечательный бы, полный метр получился. Наверное это трейлер.. К фильму о молодом кинорежиссере, который ставил дипломную работу о музыканте из Нигерии, приготовил сценарий, девять лет писал саундтрек и создавал постановочные обстоятельства, а потом все это забросил, заболел и помер. И музыкант постарел и перед смертью поведал эту историю своему внуку, начинающему кинорежиссеру, который готовил дипломную работу.. ну и так далее, матрешечно, мизе ин абимне, или еще как.

tube

О музыке Вильяма, верно написали в одной рецензии: «Примеси не так по тем временам давно изобретенного афробита (соотечественником Фела Кути), аутентичных нигерийских поветрий и соул-джаза присутствуют, но генеральная линия представляет собой именно кислотный афро-фанк-трип (иногда даже с элементами диско). В этих темах сколько психо-астрала, столько и пряной эйфорической этники. Прилипчивая штука. Дополнительные штрихи к образу. Лирика Онйеабора часто затрагивала политические темы, социальные вопросы, он пел о Холодной войне и угрозе ядерного коллапса. При этом Уильям не был никаким революционером-подпольщиком, одевался в вычурные костюмы — точно поздний Элвис Пресли или богатые американские соул/кантри-певцы. Персонаж. Очищенная от пыли десятилетий западноафриканская жемчужина.» И в двух рецензиях от 2009 года, из блога oldshipbar.ru (которые я оставлю без купюр):

альбом — Atomic Bomb (LP, Wilfilms Records, 1978)

Так как нам всем с вами нечем заняться, кроме как писать обзоры, добро пожаловать на очередное заседание клуба анонимных писателей музыкальных обзоров. Меня зовут Антонио, и я пишу музыкальные обзоры. (*жидкие аплодисменты, сочувствующие кивания головой*)

Например, на Уильяма Онйеабора. Про этого нигерийского музыканта нам известно крайне мало, пишу я, а всё потому что какой-то хер поленился заполнить страничку Википедии о нём. Известно лишь то, что он долгое время изучал кинематографию в СССР, владеет кино-звуко-студией в Нигерии, сейчас к тому же вполне преуспевающий бизнесмен, а также хорошо бегает, если верить расиствующей статистике. И, тем не менее, мы знаем Уильяма Онйеабора прежде всего как выдающегося музыканта. Точнее, знали бы, если бы тот ленивый хер заполнил его страничку на Википедии. Да, я обращаюсь к тебе, ленивый хер! Хватит читать эту муть, иди заполни страничку Онйеабора на Википедии! Нет же, мы продолжаем читать муть. Ну-ну.

bodyandsoullo

В период с 1978 по 1985 Уильям записал 7 (от англ. «seven») альбомов, из которых у меня есть только первые два в содомитском формате MP3, который часто играет в гей-диско-барах. Именно с ними (с гей-диско-барами) я вас и познакомлю. Дорогой читатель, это альбомы «Atomic Bomb» и «Tomorrow». Альбомы «Atomic Bomb» и «Tomorrow», это дорогой читатель. Ну, теперь как мы все друг другу представлены, в комфортной обстановке можно поговорить про баб.

Мои две бабы (жена и дочь Кира) — это что-то с чем-то. На последней вечеринке я смешал в стакане ром, лайм и сахар и дал попробовать своей жене, пояснив: «Дайкири«, на что моя отвязная супруга тут же вылила весь стакан Кире в глотку! Теперь та срёт розовыми облаками и орёт гимн Словении, а может быть я просто перебрал с ЛСД.

И если вы хотите сказать, что эта история не имеет никакого отношения к жемчужине нигерийской музыки «Atomic Bomb», знайте, что нет ничего дальше от истины, которая заключается в том, что на описанной вечеринке мы тотально отрывались под Уильяма Онйеабора (потому что у него прикольное имя).

gardenonyeabor

Музыка Африки крайне многообразна, превосходя своим разнообразием даже, скажем, музыку Эфиопии. Вообще, все её направления можно разбить на следующие под-направления: 1) Племенная джу-джу музыка, ставшая популярной (в смысле «поп») прежде всего в Нигерии 2) Тяготеющий к джазу и фанку афробит, сложившийся благодаря Фела Кути в той же Нигерии 3) Более белая привычная смесь фанка и джаза из Южной Африки и, наконец, 4) эксперименты Уильяма Онйеабора в конце 70-ых, не имеющие канонического названия, потому что я выдумал это только что.

william-onyeabor

В этом и заключается уникальность Уильяма — при всём разнообразии Африки он умудряется выделиться из неё и не тем, что вносит в свою музыку белые влияния (как Хью Масекела). Его песни, как и положено, длинные — на пластинке умещается всего 5 штук — но интересно другое. Интересно, как это я говорю в трубку, а меня слышат через сто километров? Жалко, что это не обзор на телефонную трубку и нам необходимо вернуться к Онйеабору. Так вот, что примечательно, на его альбомах почти нет традиционных африканских инструментов типа электрогитары. Да здесь вообще нет гитар! Сплошные синтезаторы (по большей части — аналоговые), а также ритмичные инструменты типа бубна и, по большому счёту, — всё.

remix

Я не буду говорить об охеренских мелодиях этого альбома по нескольким причинам: во-первых, охеренских мелодий здесь нет и, во-вторых, африканская музыка уверенно как фак точно не о мелодиях. Лично меня эта пластинка берёт совсем другим: искренностью. Уильям поёт на английском о мировой войне, любви и недоброй натуре денег — по сути дела тот же злобный Боно, требующий 2 миллиона за концерт, но делает это жутко наивно. Найдите «Better Change Your Mind» (одна из трёх песен Уильяма, которая выходила на сборниках лейбла Дэвида Бирна Luka Bop), чтобы услышать, как Уильям тянет своим хрупким голосом «Амееерика, ты думаешь мир принадлежит тебе?» на фоне разрозненных звуков синтезаторов, а затем как песня, переваливая за середину, превращается в минималистичный космический фанк-джэм, нетипичный не только для Африки, но и для всей музыки того времени. И лишь относительно недавно какие-нибудь разработчики жанра с витиеватым названием типа электронное пост-диско лефтфилд хаус (Lexx, к примеру) стали использовать этот приём в своих целях (получить денег). Среди прочего я бы отметил тяготеющую (мелодически) к народной музыке «Atomic Bomb» и удивительным образом берущую за основу рэгги «I Need You All Life».

william-onyeabor-who-is-william-onyeabor-luaka-bop

и на альбом — Tomorrow ‎(LP, Wilfilms Records, 1979)

Только посмотрите на эту обложку — на ней нарядный Уильям так и говорит нам «Я записал этот альбом ради обложки«. Это неприкрытое искреннее желание попасть на плёнку меня умиляет. Именно поэтому в Нигерии никогда не вырастет Боно, хотя тот постоянно посылает туда гуманитарной помощью вагоны своего нового альбома. Их логика проста. Что должно быть на обложке альбома про мировую войну, атомную бомбу и ущемление прав человека? Улыбающийся ниггер. Альбом про моральное разложение и конец света? Улыбающийся ниггер. Улыбающийся ниггер? Улыбающийся ниггер.

С музыкой — абсолютно то же самое. Прежде всего я люблю эти пластинки за их неудержимое восхищение собственным примитивным по сути звуком. Забавно, как популярная музыка Нигерии на тот момент была лишена сложившихся стереотипов, и Уильям Онйеабор мог быть инновационным, искренним и не противопоставляющим себя никому одновременно. Это как время начала 10-ых годов 20-го века, когда не было звукозаписывающей индустрии: можно было отпердолить задницей по клавишам и получить мировой хит. Но теперь как популярная музыка имеет гигантский багаж за своей спиной, музыкантам приходится придумывать всякие куплеты и ломать голову, как же их соединить друг с другом… Придууууумал!!! Назову это припевом!

greatlover-713x575

Кстати, на страничке Онйеабора я решил собирать моменты, связанные со своей дочкой Кирой. Это будет наш маленький семейный текстовый фотоальбом! Вот ещё один эпизод: выяснилось, что она успокаивается на звуки «чщщ-чщщ«, поэтому специально для неё я сделал колыбельный римейк известного детского стихотворения:

Обезьяна Чщ-Чщ-Чщ
Продавала Чщ-Чщ-Чщ
Не успела Чщ-Чщ-Чщ
Залетела Чщ-Чщ-Чщ

Жалко, что это не песня с пластинки Онйеабора «Tomorrow», а то бы я обязательно упомянул её в обзоре на этот альбом.

Однако вернёмся в нашу обзоротеку (я теперь все разделы сайта так называю: галереятека, гостевая книготека и т.д.ека). Второй альбом Уильяма Онйеабора ставит меня в тупик. Канонически сложилось, что второй альбом — это место, где музыкальный критик делает сравнение с первым, выбирает лучшего, усматривает тенденцию и делает пророчество на будущее. Так уж мы устроены, музыкальные критики. Съедим вторую котлету за обед и начинаем говорить об упадке тяжёлой котлетной промышленности, о кризисе котлеторепродукции и о том, что раньше (во времена, когда нас ещё не было, но мы знаем точно) котлеты не повторялись, не копировали друг друга.

И теперь представьте на фоне этого второй альбом Онйеабора, про который никак не скажешь «лучше», «хуже», «такой же», «аберрационный» или «апохроматичный». Хотя нет, «апохроматичный» вполне подходит. Это очень апохроматичный альбом. Не знаю, что это значит, но звучит хорошо. Именно, хорошо звучит — это максимум, который я могу выдавить по поводу данного диска. Музыкально он содержит больше явных синтезаторов, партии которых стали громче и дольше, но в итоге диск слушается так же свежо, как будто не было первого альбома и тяжёлого бремени творческого давления в попытке записать сиквел (а этого действительно не было).

onyeabor

Я не хочу клеить всякие слова типа «рэгги», «фанк», «электро», «не», «хочу», «клеить», «всякие», «слова», «типа» и так далее вместе, чтобы описать этот альбом. Вам достаточно просто знать, что его сухой, но живой звук уникален (причём до сих пор), а казалось бы избитые темы про любовь и мир во всём мире исполнены с обезоруживающей искренностью. Впрочем, я всегда падок на такие темы. Ведь равноправие, расовая толерантность и мировая справедливость — это моя мечта. Вообще-то, если честно, это уже не моя мечта. После того, как меня отдубасили двое хачей возле дома, у меня не осталось мечты. Не то, чтобы моей мечтой было то, чтобы меня отдубасили двое хачей — просто я повзрослел.

***

gillesonyeabor

Итак, продолжается истерия и поиски Вильяма, а мы тут имеем возможность послушать все что он наиграл и что с ним наигрались. Роскошное звучание винилового скрипа — так же бесплатно. Практически все альбомы в формате .m4a, по ссылке в комментарии:

Discography

1977 — William Onyeabor — Crashes In Love (LP, Wilfilms Records, 1977)
1978 — William Onyeabor — Atomic Bomb (LP, Wilfilms Records, 1978)
1979 — N’Draman-Blintch (Produced By William Onyeabor) ‎– Cikamele’ (Cosmic Sounds, Nigeria‎, 1979)
1979 — William Onyeabor — Tomorrow ‎(LP, Wilfilms Records, 1979)
1980 — William Onyeabor — Body & Soul ‎(LP, Wilfilms Records, 1980)
1981 — William Onyeabor — Great Lover (LP, Wilfilms Records, 1981)
1982 — William Onyeabor — Hypertension (LP, Wilfilms Records, 1982)
1983 — William Onyeabor — Good Name (LP, Wilfilms Records, 1983)
1985 — William Onyeabor — Anything You Sow ‎(LP, Wilfilms Records, 1985)
2013 — William Onyeabor ‎– Who Is William Onyeabor? (CD, Comp, Luaka Bop, 2013)
2014 — Various Artists — What?! William Onyeabor Remixed (2xLP, Comp, Luaka Bop, 2014)

***

lp-cd

***

Осенью 2014го стали появляться ремастеры и бокссеты, так что вывожу их со ссылками в комментарии.

***

References

Pareles, Jon (13 February 2005). «The Temptations of the Power Ballad». The New York Times.
«New New Pornographers, no coup for Trews and some funky good times».
Kara, Scott (22 May 2009). «Various — Nigeria 70»
The New Zealand Herald.
«A William Onyeabor Experience», Rough Trade Records.
«Who is William Onyeabor?», Luaka Bop Records.Fantastic Man — A Film About William Onyeabor.

External links

en.wikipedia.org
www.williamonyeabor.com

*

19 января 2017 года, цитирую: Рекорд-компания Luaka Bop сообщила о смерти на 70-м году жизни влиятельного фанк-музыканта Уильяма Оньеабора (William Onyeabor). В официальном заявлении сказано, что музыкант «умер мирно во сне после непродолжительной болезни, у себя дома в Энугу, Нигерия». С 1977 по 1985 годы Оньеабор (на фото) выпустил восемь весьма влиятельных фанковых альбомов, после чего ушёл в религию и дистанцировался от музыки. Большой интерес к его новаторским фанк-композициям снова возник в последние годы, благодаря компиляции «Who Is William Onyeabor?» от лейбла Luaka Bop, а также фильму «Fantastic Man», посвящённому его карьере. В 2014 году музыканты Дэвид Бирн (Talking Heads) и Алексис Тейлор (Hot Chip) организовали концертную супер-группу Atomic Bomb! Band, исполняющую репетуар Уильяма Оньеабора. Оньеабор редко давал интервью, но в 2014 году он поговорил с британской журналисткой Лорен Лаверн из BBC Radio 6 Music и сказал: «Я лишь создавал музыку, которая поможет миру». Лейбл Luaka Bop написал на странице в Фэйсбуке, что Оньеабор был также успешным бизнесменом и влиятельной фигурой у себя в городе, где он служил в качестве мирового судьи и назывался «Шефом». (цит. specialradio.ru)

r-i-p-_william_onyeabor_5_reasons_his_legend_will_live_on_okayafrica_-_2017-01-26_17-25-18

Один ответ

  1. ‘Fantastic Man’ a documentary investigating Nigerian musician William Onyeabor, a man shrouded in mystery and myth. Directed by Jake Sumner (Alldayeveryday) the film tells the story of a label’s attempt to track William down, speaking to fans such as Damon Albarn, Caribou and Femi Kuti and travelling to Nigeria to meet those who’ve worked with him in a bid to uncover the truth about his story.


    ***

    Original recording at Wilfilms Limited, Enugu, Nigeria in 1983, and re-mastered in New York City, 2013.

  2. William Onyeabor – Vinyl Box Set 1 [2014]

    Luaka Bop present five hard-to-find William Onyeabor albums released 1977-1985, now boxed up and remastered for his newly growing fanbase. His music represents the epitome of the golden era of Nigerian funk, before he gave up a life in music to become a devout Christian. After his revelatory Afro-futurist appearances on the ‘World Psychedelic Classics’ collection and Strut’s Nigeria ’70: The Definitive Story of 1970’s Funky Lagos in the 2000s, Onyeabor has become something of an enigmatic character as folk gradually realised quite how far ahead of the game he was in late ’70s Nigeria, armed with his own studio enviably crammed with Moogs and many other expensive synths and drum machines. It’s not hard to understand why, either, after you’ve heard the bouncing proto-techno pop of ‘Good Name’, ‘Atomic Bomb’ or ‘Smooth & Good’.

    Студент ВГИКа Уилльям Онйеабор в конце семидесятых вернулся из Москвы в родную Нигерию и следующие десять лет записывал невероятную, удивительную музыку. Творчество Онйеабора не вписывалось в пространства ни западного фанка, ни нигерийского афробита, а оказалось вещью в себе. На первых из представленных в бокс-сете альбомов, «Crashes In Love», «Atomic Bomb» и «Tomorrow», изданных в конце семидесятых, представлена постоянно повторяющаяся музыка, явно наследующая традициям ритуалов народа игбо, но при этом сделанная с использованием крайне примитивных синтезаторов. На синтезаторы в дальнейшем Онйеабор стал опираться почти повсеместно — и последняя его пластинка, воткнутая в обход хронологической дискографии «Anything You Sow» 1985-го, сделана только при помощи одних синтезаторов и похожа уже вообще на какой-то минимал-вейв с африканской пропиской.

    Онйеабор — один из лучших примеров того, как действительно гениальному музыканту, при жизни не встретившего особого отклика, потом воздадут по заслугам. Еще пять лет назад его пластинки находились только в специфических крейт-диггерских блогах и только в плохих рипах — теперь же их переиздает лейбл Дэвида Бирна Luaka Bop, а сам Бирн выступает вместе с Деймоном Албарном и Алексисом Тейлором из Hot Chip в составе специального кавер-бенда Онйеабора. Как так получилось — тема для другого, куда более объемного разговора, но сама по себе эволюция впечатляющая.

    написано в афише (http://volna.afisha.ru/sounds/toni-allen-uilyam-onyeabor-kasai-allstars-i-drugaya-etnicheskaya-muzyka/)

    Year Of Release: 2014
    Genre: Electronic
    Format: Flac, Tracks / WEB
    Bitrate: lossless
    Total Size: 1.31 GB
    


    
    Crashes In Love (Original version) (1977) [12"]:
    
    01 - Something You'll Never Forget
    02 - Ride On Baby
    03 - Crashes In Love
    04 - Heaven & Hell
    05 - Jungle Gods
    
    Atomic Bomb (1978) [12"]:
    
    01 - Beautiful Baby
    02 - Better Change Your Mind
    03 - Atomic Bomb
    04 - Shame
    05 - I Need You All Life
    
    Tomorrow (1979) [12"]:
    
    01 - Tomorrow
    02 - Why Go To War
    03 - Love Me Now
    04 - Fantastic Man
    05 - Try And Try
    
    Great Lover (1981) [12"]:
    
    01 - Tell Me What You Want
    02 - Great Lover
    03 - Love Is Blind
    04 - I've Got Love
    
    Anything You Sow (1985) [12"]:
    
    01 - When The Going Is Smooth & Good
    02 - This Kind Of World
    03 - Anything You Sow
    04 - Everyday
    
    

    или 320 kbps | 393 MB  UL | MC1+MC2 ** FLAC

  3. в декабре 2014 года Luaka Bop выпустил еще один релиз:

    William Onyeabor — Box Set (2014)

    1977 Crashes in Love (Original Version)
    1978 Atomic Bomb
    1979 Tomorrow
    1979 Crashes in Love (2nd Version)
    1980 Body and Soul
    1981 Great Lover
    1982 Hypertension
    1983 Good Name
    1985 Anything You Sow

    320 kbps | 634 MB  UL | UP ** FLAC или MP3 / FLAC

    In October of last year, David Byrne’s Luaka Bop label released Who is William Onyeabor?, a compilation of the obscure Nigerian musician some eight years in the making. A few months on, Sinkane’s Ahmed Gallab led an all-star tribute to Onyeabor. Over the course of concerts in London, New York, and Los Angeles, Gallab assembled the likes of Byrne, Damon Albarn, members of Hot Chip, the Rapture, and LCD Soundsystem, the Beastie Boys’ Money Mark, fellow Nigerian stars the Lijadu Sisters, Dead Prez, jazz star Joshua Redman and ’60s free jazz legend Pharoah Sanders, Peaking Lights, and more to cover Onyeabor’s music live. There was also a documentary, a remix record for Record Store Day, and six commissioned original pieces of art by contemporary West African and American artists. Now follows a 9xCD box set (also split into two hefty vinyl boxes) that collects the entirety of William Onyeabor’s recorded output. But even after listening to all nine of these albums and absorbing the contributing essays from Mike Rubin (an expanded version of his New York Times profile) and Nigerian author Chris Abani, as well as recollections of the search for the man from Luaka Bop’s Yale Evelev and Eric Welles, one question still remains: Who is William Onyeabor?

    There’s little doubt that Luaka Bop turned over every single stone in their quest. They both talked to Onyeabor on the phone and traveled to his compound in Enugu. (Welles tells of his travels from Lagos to Nigeria’s “coal city,” where Onyeabor remains a prominent businessman, with a flour mill, gas station, Internet café, and record pressing plant, along with a street named after him and the honorific title of “High Chief.”) And they did ask Onyeabor personal questions while in his presence. But at almost every turn, he evaded specifics. And so very little biography on Onyeabor has been advanced beyond what was written on the back of his debut album, which calls him “a French and American trained professional film maker,” though the stories go that he also studied film in Russia. And when he returned to his native Nigeria, he had both filmmaking equipment as well as a trove of prohibitively expensive early synthesizers.

    His 1977 debut Crashes in Love is subtitled “A tragedy of how an African Princess rejects love that money buys” and is presented to the record buying public as a soundtrack to Onyeabor’s film of the same name, though there seems to be no trace of the film. On the front cover is an advert for Onyeabor’s own Wilfilms, which produces, exhibits, and sells features and documentaries, as well as “Records, Motion Advert, General Entertainment, etc.” and the back features the disclaimer: “You may wish to know that it is neither all nor only the sounds contained in this album that are tracked in film.”

    There are no credits other than that of Onyeabor, but there’s a full band behind him, a crisp backbeat of drums and hand percussion, horns, snaking guitar lines and bubbling bass, and female singers who sing “One day you’ll be lying dead” on the mortality funk of “Something You’ll Never Forget”. Onyeabor’s organ sounds less like a synthesizer prototype purchased in an Eastern bloc country and more like something airlifted from an Indiana rollerskate rink and what would be the primary instrument on future albums is relegated to accompaniment instead, the horn line and bass.

    On Crashes in Love, Onyeabor is of a piece with his Nigerian contemporaries—the album bears similarity to the likes of other mid-70s bands like BLO, the Funkees, and Ofege. The title track has a lilt to it as if at any moment the melody might veer off into a particularly light-footed take on “Red Red Wine” while “Heaven & Hell” sports the kind of breakbeat that would have led beat heads to seek the album out in the first place. It closes with one of Onyeabor’s stranger songs, “Jungle Gods”, featuring roiling bass and thundering percussion, Onyeabor speaking in echoplexed tongues. It’s also an outlier in that the sense that soon after followed a second version of Crashes in Love, now minus “Jungle Gods”. The alternate version of this album sounds ever so slightly sped up on “Something You Will Never Forget”, and now features a sputtering drum machine atop every other song.

    In his essay to the box set, Abani recalls hearing Onyeabor’s “Atomic Bomb” on the way to seminary, where it vies for attention with Beethoven’s Ninth Symphony, Michael Jackson, Fela Kuti, and Bob Marley amid the din of the marketplace. Not even a few months later, Abani and his fellow Nigerian classmates attended an assembly on the nuclear threat and later that night dance to the ecstatic eight minutes of “Atomic Bomb”, which inverts that world-destroying fear into an expression of love.

    On Onyeabor’s 1978 album,he ditches his dream of being a filmmaker and emerges as a singular musical artist. Opener “Beautiful Boy” features a relaxed loping beat, the organ now resembling a ray gun from a ’50s alien invasion, Onyeabor unveiling a soft croon to a woman, “I’m gonna take you home.” Elsewhere, he furthers his loverman persona, singing “My love, I need you all my life.” Another undeniable groove powers “Better Change Your Mind”, the most politically-engaged Onyeabor song and the catalyst for Luaka Bop’s search for Onyeabor when they included it on Love’s A Real Thing: The Funky Fuzzy Sounds Of West Africa.

    Tomorrow, his third album in as many years, now featuring Onyeabor in a velvety double-breasted suit, begins to move away from the solid groove of Afrobeat towards something more diaphanous. The drums and bass loosely twine about Onyeabor and his female backup singers, their vocals unhurried, the organ squirreling in, out, above and around the rhythm. “Why Go to War” has what sounds like a Slinky threaded through an electric guitar and then nervously plucked, continuing Onyeabor’s mind being on both the smallest of affairs between man and woman and the mutually assured destruction of the world. The album also features what some 35 years later might be Onyeabor’s greatest pop «hit,» the preening funk of “Fantastic Man” (which you can now hear on ads for It’s Always Sunny in Philadelphia). And no wonder—it’s a doozy, Onyeabor peacocking before a group of females even as he steps on a disco duck and has a UFO crash land on his fly threads.

    “Body & Soul”, the title track off his next album, has made its rounds on open-minded dancefloors via a few different 12” pressings. It scans as Afrobeat while maintaining a slack beat, suggesting downtempo, reggae, funk and disco, with modular synth bleeps without ever being beholden to any one of them. Instead Onyeabor (dapper in a white tuxedo on the album sleeve) testifies to his love of music, body and soul. But the rest of the album maintains a relaxed grip on Afrobeat, “The Way to Win Your Love” urgent in its pleading if not its meter. While on “Poor Boy,” Onyeabor’s keyboard blurts are hurried and the interplay between horns, drums, and synths are some of the most intricate to date.

    Great Lover is the album I’m least familiar with, in that only “Love is Blind” –with its “Ring My Bell”-esque synth swoops– was previously compiled. It continues Onyeabor’s run of swag covers, now posing in a tux and tophat, his wristwatch bling-sized. On the back are photographs of the Wilfilms compound, which seems formidable indeed in rural Africa circa 1981, with a four-story building, 24-track recorder, 32-track mixing console and a photo of Onyeabor wearing that top hat indoors with the caption “We Mean Business” underneath. “Tell Me What You Want” shows Onyeabor absorbing reggae and its lilting rhythms, his keys chirping and pinging like island birds and the album itself sounds cloaked in haze, either from there being missing master tapes or the condition of the copy sourced here. But such sonic haze no doubt will endear it to Ariel Pink, Lewis and DaM-Funk fans, or those who now associate low fidelity with heightened mystery.

    Hypertension finds our mystery man now dressed as a mariachi band member, right down to a blood-red sombrero. But musically he seems taken with calypso and soca and other Caribbean rhythms on “The Moon and the Sun” and “Papa Na Mama”. That amalgam of island beats, disco sensibilities, and Onyeabor’s warped synths bring to mind compilations like Tropical Disco Hustle, showing a strange kinship between the Caribbean and Nigeria during the Year of Thriller.

    By the next year, a greater urgency underlies Good Name (Onyeabor now sporting a white cowboy hat and gold crucifix chain), a two-track album with one song apiece taking up an entire side. In much the same way that a continent away Indian pedal steel guitarist Charanjit Singh invented acid house with Synthesizing: Ten Ragas to a Disco Beat in 1983, Onyeabor himself seems to be anticipating the rise of the machines. Squelches and throbs propel “Let’s Fall in Love”, continuing Onyeabor’s foremost inspirations, God and love. On “Good Name”, the guitars sear, the sputtering drum machines skitter fast as rats, and Onyeabor’s keys bear a frayed and serrated tone as he sings—a trace of desperation in his voice—how “no money can buy a good name.”

    Anything You Sow, the Onyeabor album that first entranced me, was also his last album before he gave his life (and every subsequent interview answer) over to Christ, turning his back on his musical output. Sampled by Caribou (under his Daphni alias) and no doubt a template for the likes of Four Tet, LCD Soundsystem, Peaking Lights, and James Holden, to name a few, Onyeabor’s influence can most easily be gleaned here on primitive-futuristic tracks like “Everyday” and “This Kind of World”. Over a joyous splutter of a beat on “When the Going is Smooth & Good”, Onyeabor couches a bitter pill. Perhaps a commentary on Onyeabor’s own status at the time of his conversion, the song rails against people who soothe in good times only to evaporate in bad, or worse still, “to help in knocking you down down down.”

    In the past decade, the only other Nigerian artist to merit such a career-spanning box set was Fela Kuti, yet in some ways it’s odd to consider William Onyeabor an equal. While Fela was truly a force of nature (the year of Crashes in Love’s release, Fela himself recorded and released six albums), Onyeabor seems, for lack of a better word, meeker (if more liable to keep his stylish shirt on). Fela’s music feels irreducible as steel while Onyeabor’s is curiously ductile. An enemy of the state as opposed to a respected businessman. Both were politically-minded, though it’s hard to compare Onyeabor to the vociferously outspoken Kuti.

    A God-fearing man making sweet, light-hearted ditties in juxtapose to a demiurge with a compound full of women, yet both men have greatly influenced western music-making in the late 20th century and early 21st century. Fela’s influence spans from Brian Eno to Talking Heads on up to Broadway and his revolutionary music can be felt in an instant, but Onyeabor’s was quiet and every bit as revelatory. Folks tinkering with analog gear and archaic drum machines and how to make such machines express sweet-hearted human sentiment may not have realized Onyeabor’s example until reaching this precise thin layer of sediment buried deep down in reissue culture. Perhaps then Onyeabor’s renaissance will be closer to that of Arthur Russell’s, both of their catalogs continuing to find resonance among those fiddling with gear, be it in their bedrooms or in their compounds.

  4. William Onyeabor / Vinyl Box Set 2 [2014]

    [Label: Luaka Bop | Cat#: LB8002.LP2]

    • Crashes In Love:
    1. Something You’ll Never Forget (8:41)
    2. Ride On Baby (6:06)
    3. Crashes In Love (6:05)
    4. Heaven & Hell (3:54)
    • Body and Soul:
    1. The Way to Win Your Love (7:26)
    2. Poor Boy (8:15)
    3. Body and Soul (10:06)
    4. Believe In God (8:21)
    • Good Name:
    1. Good Name (10:05)
    2. Let’s Fall In Love (7:19)
    • Hypertension:
    1. The Moon And The Sun (9:20)
    2. Papa Na Mama (6:49)
    3. Hypertension (7:58)
    4. Politicians (7:13)
  5. William Onyeabor – What! [2014]

    Year Of Release: 2014
    Genre: Electronic
    Format: Flac, Tracks
    Bitrate: lossless
    Total Size: 398 MB

    1. Hot Chip — Atomic Bomb (Cover) 7:16
    2. The Vaccines — Do You Want A Man (John Hill & Rich Costey Remix) (Re-work of «Heaven And Hell») 2:26
    3. Justin Strauss & Bryan Mette — Body And Soul (Whatever/Whatever Remix) 7:59
    4. Joakim — Good Name (feat. Akwetey [Dragons of Synth])(Cover) 5:58
    5. JD Twitch — Why Go To War? (Cover) 7:30
    6. Daphni — YeYe (Re-work of «When The Going Is Smooth & Good») 6:05
    7. Javelin — Heaven And Hell (Remix) 3:39
    8. David Terranova — Body and Soul (Remix) 7:50
    9. Policy — Something You Will Never Forget (Remix) 5:36
    10. Scientist — Body and Soul (Remix) 7:07

    press here: ▄▄▄▄▄▄▄▄▄

Оставьте комментарий