Marc Ribot

Стандартный

Marc Ribot — без сомнения и преувеличения «король гитарного авангарда«, американский гитарист, композитор, студийный и сессионный музыкант, один из основателей и главных идеологов движения «Radical Jewish Culture». Родился 21 мая 1954 года в г. Newark, шт. New Jersey. Основные музыкальные направления в которых замечен Марк — no wave, free jazz, rock анд cuban music. Переиграл с кучей народу: Tom Waits, John Zorn, David SylvianThe Lounge Lizards, Arto Lindsay, T-Bone Burnett, Medeski, Martin and Wood, Cibo Matto, Elysian Fields, Sam Phillips, Elvis Costello, David Poe, Allen Ginsberg, Foetus, Robert Plant & Alison Krauss, Susana Baca, The Black Keys, Stan Ridgway, Vinicio Capossela, Alain Bashung, Lyenn, Hector Zazou, McCoy Tyner, Elton John, Madeleine Peyroux, Marianne Faithfull, Leonid Fedorov, Tonio K, Andres Calamaro, Anarchist Republic of Bzzz, Diana Krall, Mike Patton анд отерс. Записал кучудисков с Джоном Зорном. Считался главным музыкальным партнером Тома Уэйтса. Участник проектов: Electric Masada, Bar Kokhba, The Dreamers, Marc Ribot’s Ceramic Dog, Marvin Pontiac, Ambitious Lovers, Golden Palominos, Moonchild, Zorn’s Filmworks.

Пишут, цитирую с некоторыми правками: «в юности увлёкся экспериментальной музыкой под влиянием своей тёти Роды Унгер (Rhoda Unger, впоследствии психолога и профессора Брандейского университета) и её мужа Мелвина, которые были дружны с эмигрантом из Гаити, афроамриканским гитаристом Францом Кассеусом. Именно его вдохновенная игра, наряду с пластинками Rolling Stones, стала первым ярким музыкальным впечатлением мальчика. С 11 до 14 лет юный Марк берет уроки игры на гитаре у Кассеуса, и играет в местной гаражной рок-группе. В возрасте 24 лет, 1977-8 году переезжает в Нью-Йорк, где уже в первые годы аккомпанирует таким известным персонам, как: Jack McDuff, Wilson Pickett, Solomon Burke. Постепенно Рибо открывает для себя нью-йоркский downtown-авангард. Апологеты движения с радостью принимают в свои ряды гитариста, не отличающегося виртуозной игрой, но тонко чувствующего музыку, склонного к импровизации и свободного от стилевых предрассудков. В Нью-Йорке он начинает играть в соул/панк-рок группе Realtone, а в период с 1984 года по 1989 год он является участником John Lurie’s Lounge Lizards. На протяжении 6 лет (1979-1985 года) Марк сотрудничает с Уилсоном Пикеттом, Карлом и Руфусом Томасами.»

Собственно, первые заметные гитарные сессии Марка относятся ко времени его сотрудничества с Tom Waits’ом, от альбома Rain Dogs (1985) и по утвердившемуся мнению именно они, во многом определили звучание самого Тома. Ribot продолжал работу с Уэйтсом на альбомах: Franks Wild Years (1987), Big Time (1988), Mule Variations (1999), Real Gone (2004), Orphans (2006) and Bad as Me (2011), а параллельно записывался с Elvis Costello на альбомах: Spike (1989), Mighty Like a Rose (1991), and Kojak Variety (1995) и само собой у John Zornа в его Filmworksах сольном Masada Guitars (also featuring Bill Frisell and Tim Sparks), и как участник Zorn‘овских Bar Kokhba Sextet анд Electric Masada.

bio-ribot

и прпрпр,.
а теперь вернемся в 1990 год, и пройдемся
по некоторому количеству альбомов и проектов:

  • Requiem for What’s His Name (Les Disques du Crepuscule, 1992) — второй альбом Марка и «безродных космополитов». Издан бельгийским лейблом Les Disques du Crepuscule. Записан в New York City кроме трека «Commit A Crime» (Chester Burnett) записанного в живом выступлении в Desi Stadtteilzentrum (Nuremberg, Germany). 15 треков, авторства Рибо, кроме «Motherless Child» (Anonymous), «Lamonte’s Nightmare» (Anthony Coleman), «Pony» (Ribot, Coleman), «Commit A Crime» (Chester Burnett), «Caravan» (Juan Tizol, Duke Ellington, Irving Mills) и «1 Adolph 12» (Ribot, Jones). 15 треков на 50 минутах. Куча народу. Безродных стало все больше и даже девушка появилась — Зиночка (Zeena Parkins), на арфе. Любопытно, почему на задней части коврика (там, где крупным планом правая кисть раненого мальчика) схема строения электрогитары на чисто русском языке?
  • Marc Ribot Plays Solo Guitar Works of Frantz Casseus (Les Disques du Crepuscule, 1993) — альбом, дань уважения и признательности своему гитарному учителю и другу (Frantz Casseus, 1915–1993). Записан в New York City в период с 1989  по 1993 года, издан бельгийским лейблом Les Disques du Crepuscule в год смерти Франца. 19 композиций принадлежавших Кассеусу. Марк на акустической гитаре, соло. Негромко и дружески. (Ribot, M. Frantz Casseus by Marc Ribot, Bomb Magazine, Issue 82, Winter 2003.)
Frantz Casseus, ca. 1964. Photo - Melvin Unger.

Frantz Casseus. 1964. Photo — Melvin Unger.

Marc Ribot and Frantz Casseus, 1987. Photo - Harriet Ribot.

Marc Ribot and Frantz Casseus, 1987. Photo — Harriet Ribot.

  • Shrek (Avant, 1994) — новый прожект Марка с одноименным альбомом, записанным на Low Blood Studios в New York City и выпущенным на японском лейбле Avant. Альбом инструментальный, напоминавший критикам зорновский Naked City. Часовой альбом на 10 треков, из которых, кроме марковских, присутствуют: «Prelude» (Frantz Casseus), «Half Ass Whole» (Marc Anthony Thompson, Ribot)  и «Bells» (Albert Ayler). Шреки: Chris Wood – guitar, David Shea – sampler, Sebastian Steinberg – bass, Jim Pugliese – drums, Christine Bard – drums, Marc Anthony Thompson – autoerotic harp.
  • Subsonic 1: Sounds of a Distant Episode with Shrek (Sub Rosa/Subsonic 1994) — студийный альбом Марка и Фреда (Fred Frith). Издан бельгийским лейблом Sub Rosa в своей Subsonic серии. Но по сути, это сплит двух гитарных мастеров, играющих не вместе. Первая половина записи — темы Марка и его шрековских партнеров (Bass – Chris Wood, Drums – Christine Bard, Jim Pugliese, Guitar – J.D. Foster) и два последних трека — Фред — соло. Но как всегда, это стоит быть услышанным.
  • The Book of Heads (Tzadik, 1995) — композированые John Zornом 35 этюдов для соло гитары Марка. Правда, поначалу, партитуры были написаны для другого гитариста — Eugene Chadbourne, еще в 1978 году. Зорн в тот период практически ежедневно проводил некоторое время в Metropolitan Museum of Art, уверяя, что в поискх вдохновения, хотя на самом деле он симпатизировал юной работнице музейных искусств, которая в тот период (ладно, это уже другая история..). Так вот, что там у Джона было в сердце, но партитуры этого альбома, представляли собой инструкции к использованию говорящих кукол, воздушных шариков, ключей, банных веников, карандашей и пальцев — для гитары. Между прочим, коврик для альбома, авторства Ikue Mori, а повторная запись всех этюдов, исполнена германским гитаристом Christoph Funabashi в 2012 году. (Tzadik catalogue).
  • Don’t Blame Me (DIW, 1995) — сольные записи периода 1994–1995гг., выпущенные японским лейблом DIW. 13 треков, сорок семь с хвостиком, минутов, соло гитара Марка без понтов и примочек, исполняет известные джазовые стандарты и нестандарты совсем не джазовые. Хотите посидеть с Марком наедине в комнате с камином, холодной осенью? Слушайте. Только не пейте много. А то станете похожи:
Домогаров. Найди 10 отличий

Домогаров. Найди 10 отличий

ribot

Рибо. Найди 10 отличий

  • Painted Desert (Avant, 1995) — совместный с драм-мэшин-джапан-герл Ikue Mori и гитаристом Robert Quine, альбом Рибо, о котором пишут так: «Расслабленная (ну, в основном), атмосферная и слегка присёрфованная околокантри-американо-гитарная инструментальная музыка на фоне постукивания драм-машины. Вполне маркрибошный саунд. Не очень-то и авангард». Продюсировал Зорн.
  • Shoe String Symphonettes (Tzadik, 1997) — авант-джазовый альбом Марка. Выпущен лейблом Tzadik Records. Симфонировано для фильмов: Death By Unnatural Causes (1991), Landlord Blues, Aelita, Queen of Mars, Pieces from an Incomplete Project, Summer Salt. В записи поучаствовало множество народа из даунтауна. 45 минут. (Tzadik catalogue)
  • Lust Corner (Winter & Winter, 1997) — совместный с Noël Akchoté и Eugène Chadbourne, альбом, о котором написано: «Треть материала — каверы на Ornette Coleman, остальное — сочинения Экшота. Для неподготовленного уха это, конечно, безумие. А для остальных — эдакий авант-конструктор. Музыканты аккуратно подбирают кубики-звуки, хаотично высыпавшиеся из музыкальной шкатулки, выстраивая из них домики-мелодии — каждый свой. Помнится, лет десять назад я держал в руках этот диск с шикарного оформления буклетом (матовый картон, странные ч/б фотографии какого-то японца), на котором было описано, кто с кем из них попарно играет какую мелодию, включая, кто в каком канале. Да, в наушниках это приятный экспириенс: два уха — два образа жизни, две контрапунктные мелодии. Или ещё вот так: представьте, что вы живёте в коммуналке времён Ильфа/Петрова (нутоесть, с картонными стенами). жилец слева — Noël Akchoté, квартирант справа — Marc Ribot, а вы поневоле слушаете их одновременные репетиции) (с) kadvlad
  • два альбома очередного проекта Марка и Los Cubanos Postizos: The Prosthetic Cubans (Atlantic, 1998) и Muy Divertido! (Atlantic, 2000) о котором написано на http://www.evermusica.com: «Название — обман: никаких кубинцев там нет, то есть, почти нет. Но на дисках — действительно кубинская музыка, близкая к традиционному стилю «сон»: произведения почившего кубинского гения Арсения Родригеза (Arsenio Rodríguez), других композиторов и самого Рибо. Название второго диска диска переводится как «Очень развлекательно». То есть ситец самой веселенькой расцветки: приезжайте — обхохочетесь. Скажем, когда Рибо поет, или когда поверх сладких песен и тамтамчиков начинает жужжать гитаркой, грозя обрушить все сооружение. Но сыграно, не подумайте, безукоризненно, не придерешься.»
Марк и Los Cubanos Postizos

Марк и Los Cubanos Postizos

  • Yo! I Killed Your God (Tzadik, 1999) — концептуальный, авант-джазовый альбум шрековского проекта Марка, записями живых выступлений в период 1992 and 1994 годов. Выпущен лейблом Tzadik Records в мае 1999 года. 72:47. Кроме авторских, композиции: «The Wind Cries Mary» (Jimi Hendrix) и «Softly as in a Morning Sunrise» (Oscar Hammerstein II, Sigmund Romberg). Зорин — продюсер, Ikue Mori – автор ковриков. (Tzadik catalogue)
  • Saints (Atlantic, 2001) — альбом соло-гитарных интерпретаций джазовых и поп-стандартовa на 42:34.  Marc Ribot – guitars. JD Foster — producer.
  • Bill Ware (Marc Ribot as sideman) — Sir Duke (Knitting Factory, 2001) — альбом-трибют Duke Ellington, записан десятью треками на Studio 900 NYC, совместно с вибрафонистом Bill Ware. Издан на Knitting Factory. На это записи, Билл играл на электрическом вибрафоне «He has removed the tubes and fans from his instrument, connected it to a pick-up and run it through (direct-in) a Roland JC120 guitar amp, thereby inventing his own unique sound». Альбом для множества вкусов и слухов.
  • Inasmuch as Life is Borrowed (Ultima Vez, 2001) limited edition издание лейбла Ultima Vez — Marc Ribot, electric and acoustic guitars. Anthony Coleman, piano, keyboards, samplers, pump organ. Ned Rothenberg, clarinet, bass clarinet. Sim Cain, drums, percussion. Sebastien Steinberg, electric and double bass. Запись живьем в Théâtre de la Ville , Paris, 24 & 25 ноября 2000 г. Для фильма режиссера Wim Vandekeybus — «INASMUCH AS LIFE IS BORROWED…» п.с. Небольшая поправка от моего коллеги из Санкт-Петербурга, цитирую: «Ultima Vez — это все же не лейбл. Это такое как бы объединение созданное Вимом Вандекейбусом для организации раличных хореографических постановок, их продвижения и тд и тп. Например Blush из этой же истории издавал некий лейбл Glitterhouse Records.»
Marc Ribot "Inasmuch as life is borrowed..."

Marc Ribot «Inasmuch as life is borrowed…»

  • Filmworks XIII: Invitation to a Suicide (Tzadik, 2002) — альбом Зорна, один из множества, где звучит гитара Марка. Музыка к черной комедии режиссера Loren Marsh. Издан, естественно на Tzadik Records, а записан при участии: Rob Burger – accordion, Erik Friedlander – cello, Trevor Dunn – bass, и Kenny Wollesen – vibes, marimba, drums. 18 треков. 57:34
  • Scelsi Morning (Tzadik, 2003) — сольный альбом-посвящение, итальянскому композитору Giacinto Scelsi. Оттого, кстати, альбом соответствующий «прекрасному миру atavistic horrorа». 10 треков. 53:10. (Tzadik catalogue)
  • Soundtracks Volume 2 (Tzadik, 2003) — второй том музыки к фильмам: реж. Gregory Feldman’s Joe Schmo (1999), Michele Stephenson’sа — The Killing Zone (2003) и Jennifer Reeves’ — The Time We Killed (2004). Коллажность и балаганность. Свадьбы и похороны. 22 трека на 52:33 с участием кучи хорошего народу. (Tzadik catalogue)
  • Spiritual Unity (Pi Recordings, 2005) — очередной трибют Марка — джазовому саксофонисту Альберту Эйлеру (Albert Ayler) и его альбому (совместно с Gary Peacock и Sunny Murray) — Spiritual Unity (1964). При участии: Roy Campbell – trumpet, pocket trumpet, Henry Grimes – bass и Chad Taylor – drums. Пять треков на 52:47 на лейбле Pi Recordings.
  • Asmodeus: Book of Angels Volume 7 (Tzadik, 2007) — проcomposтированая, естественно Zornом, вторая Masadовская книга ангелов. Шумный и мощный альбом. Марк всегда спасал Джони от клезмера. Помогали спасать: Trevor Dunn (из Fantomas, Moonchild) на басу и G. Calvin Weston (Ornette Coleman, James Blood Ulmer) на барабане. Десять треков на тридцать восемь с половиной минут. «blow your mind» как пишут критики об этом пластинке, действительно напоминающем живые выступления Хендрикса. (Tzadik catalogue)
Homenaje a John Zorn en el festival Heineken Jazzaldia 2013

Homenaje a John Zorn en el festival Heineken Jazzaldia 2013

  • 17 Hippies Play Guitar (Hipster, 2006) — запись живого выступления 19 декабря 2004 года, на German national radio WDR in Cologne — Марка,  Jakob Ilja и берлинской группировки 17 Hippies. Поп-фолк, шансон, джипси-джаз и две крутые электрогитары. Выпущено Hipster-Records.
  • Ceramic Dog (Pi Recordings, CD, Album, Promo, 2007) with Ceramic Dog — первый альбом очередного проекта, именующегося как Marc Ribot’s Ceramic Dog. Уточняется, что «MRCD — «междисциплинарный» проект Марка Рибо. Буквальный перевод названия («Керамическая собака Марка Рибо») перекликается с идиоматическим французским выражением «Se regarder en chiens de faïence», которое означает враждебный взгляд оцепеневших собак, готовых вот-вот начать драку. Свой стиль сами участники называют фри-панк-фанк-экспериментал-психоделик-пост-электроникой». Промо-альбом выпущен лейблом Pi Recordings и содержит 10 треков. Состав музыкантов постоянный: Marc Ribot (guitar), Shahzad Ismaily (bass), Ches Smith (drums). За ним последовал Party Intellectuals (Pi Recordings, 2008) выпущеный лейблом Yellowbird, и Your Turn (Northern Spy, 2013) о котором написано на radionm.com: «Рибо хотел сделать чистую рок-группу, найти подходящих музыкантов, с которыми можно было спокойно репетировать, обсуждать идеи и выступать как единое целое. Это контрастирует с обычной практикой Нью-Йорка, когда ты пишешь материал, размещаешь объявление, 1-2 раза репетируешь, даёшь концерт и больше не встречаешь этих людей до следующего случая. Конечно, с точки зрения сессионного музыканта, коим Рибо является. Помимо Рибо, в трио «Керамическая собака» входят Shahzad Исмаили — бас / электроника (Уилл Олдхэм, Secret Chiefs 3, Jolie Holland, Yoko Ono) и Чес Смит — ударные (Xiu Xiu, Secret Chiefs 3). Что тут Рибо делает с гитарой, описать невозможно. Это надо слушать. Настоящий карнавал музыки — и психоделический регги, и духовые шуточки, и почти Уэйтс, точнее пародия на Уэйтса (Mr. Pants Goes To Hollywood), и дикселенд со всяким иным джазом, и вариации Дюка Эллингтона, и как бы рэп, и вполне себе привычный Рибо (Your Turn).»
Ceramic Dog

Ceramic Dog

  • Exercises in Futility (Tzadik, 2008) — сольный релиз Марка во всех смыслах. Издан «У Зорина» в композиторской серии. Только Марк и только гитара. И никто так, блин не сыграет. Больно мудрено. 15 треков на час с хвостиком. (Tzadik catalogue)
  • The Crucible (Tzadik, 2008) — альбом John Zorn.а с приглашенным Рибо и «Moonchild Trio» в составе: Mike Patton, Joey Baron анд Trevor Dunn. Критики расшаркиваются и шепелявят «a mad mélange of modern classical music, doom-laden metal, power chord-driven rock, and freely improvised jazz». Металл он и у Зорина металл. 44:22 выдержут только любители. (Tzadik catalogue)
  • Anarchist Republic of Bzzz (Sub Rosa, 2009) — социально-музыкальный проект, в составе которого издают разнообразные звуки двое из самых интересных современных гитаристов, Марк Рибо и Арто Линдси, министр образования и министр финансов. Плюс радикальные тексты от апологета черного движения Майка Лэдда и радикальные картинки от Кики Пикассо. Материал для альбома записан в NYC и Parisе в период с 2004 — 2008гг., издан на виниле: A-side = 33 ⅓ RPM и B-side = 45 RPM. Продается ныне на бандкампе, а по сети гуляет рип состоящий из 2 файлов, не поделенный на треки. Line-up: Artwork, Other [Propaganda Minister] – Kiki Picasso Guitar, Other [Research Minister] – Marc Ribot Guitar, Producer, Mixed By, Edited By, Vocals [Throat], Other [General Administrator] – Seb El Zin, Guitar, Producer, Other [Finances Minister] – Arto Lindsay Vocals [Freestyling], Other [Interzone Defense Minister] – Sensational Vocals [Freestyling], Other [Justice Minister] – Mike Ladd.
  • Ultime Cosmos (Enja, 2009) — Марк играет на альбоме Lucien Dubuis (alto saxophone, contrabass clarinet) и участников его трио: Roman Nowka (bass, guitar, vocals) и Lionel Friedli (drums). О нем пишут так: «Рибо вместе со швейцарцами Lucien Dubuis Trio записал отличный авангардно-джазовый диск «Ultime Cosmos», отдельные вещицы с которого вызывают неожиданные ассоциации. Жесткая ритм-секция, приправленная темными пульсациями контрабас кларнета, фриджазовый альт саксофон и волшебная гитара Рибо — гремучая смесь! Панковый джаз в духе Acoustic Ladyland сменяется темным импровизационным дзеном а-ля Zu, резкие смены музыкального потока из даба в серф, а то и что-то развеселое кубинское. Альбом цепляет буквально с первых аккордов и не отпускает до самого конца». 12 треков радости от Enja Records.
  • Silent Movies (Pi Recordings, 2010) — мечтательный и сольный альбом Рибо, который в одиночку, словно тапер немого кино, озвучивает десяток фильмов одними и теми же мелодиями. Выпущен 28 сентября 2010 года на Pi Recordings.

  • Surreality (Yellowbird Records, 2012) — альбом саксофонного импровизатора Dave Liebman & пианиста Lewis Porter, при участии: Marc Ribot (гитара), Brad Jones (бас) и Chad Taylor (барабаны). Дань уважения to Ornette Coleman, Albert Ayler анд Olivier Messiaen.
  • Live At The Village Vanguard (Pi Rec, 2014) — концертный альбом Marc Ribot Trio (Marc Ribot, Chad Taylor, Henry Grimes) от лейбла Pi. Записано на легендарной концертной площадке, на которой отметились многие джазовые мастера. Cответственно месту выбран и материал — пару вещей из Альберта Айлера, пару из Колтрейна и пару старых стандартов, сыгранных в характерной эклектичной манере.

marc-ribot-

Marc Ribot Trio

***

и оставлю тут наиболее мне понравившееся интервью с Марком взятое с www.innerviews.org:

Жажда раздвинуть границы музыкальных возможностей остается главным двигателем всей 30-летней карьеры Марка Рибо. Его 18 альбомов включают мириады жанров – джаз, рок, панк, авангард, нойз…. Эта гибкость хамелеона – одна из причин, почему такие музыканты как Мариан Фейтфулл, Том Уэйтс, Элвис Костелло, Роберт Плант и Элисон Краусс обращаются к нему с просьбами участвовать в их проектах.

Последний альбом Марка, Party Intellectuals («Праздник интеллектуалов») записан в составе пауэр-трио Ceramic Dog. Это высокооктановая смесь тех стилей и направлений, с которыми Рибо работал на протяжении своей карьеры. Первоначально же в отношении этой группы в составе ударника Чеса Смита (Ches Smith) и басиста Шахзада Измаили (Shahzad Ismaily) у нашего нью-йоркского музыканта были более прямолинейные намерения.

«В моих работах всегда присутствовал рок, будь то экспериментальная музыка (группы Rootless Cosmopolitans, Shrek) или ансамбль кубинского панка (Los Cubanos Postizos). И я подумал, почему бы не сделать чистую рок-группу без того, чтобы трансформировать рок через другие формы? Конечно, неизбежно здесь всё равно присутствуют многие другие стили и влияния. Одно из основных отличий этого состава – я хотел найти подходящих музыкантов, с которыми можно было спокойно репетировать, обсуждать идеи и выступать как единое целое. Это контрастирует с обычной практикой Нью-Йорка, когда ты пишешь материал, размещаешь объявление, 1-2 раза репетируешь, даёшь концерт и больше не встречаешь этих людей до следующего случая. Так что мой новый проект – не только музыкальное, но и социальное исключение (отход от правил).»

12 записей альбома включают безудержные грандиозные инструменталы (Midost, Digital Handshake), авангардный поп (Todo El Mundo Es Kitsch), оттенки латино (For Malena) и безудержную версию Break On Through, Doors. Столь несхожий материал собирался по следующим принципам.

«Мы писали, играли, забывали, переписывали, переигрывали и делали новые аранжировки огромного количества композиций. Это касается тех вещей, которые более-менее были готовы когда мы начали работать в студии. Другие появились в ходе репетиций накануне записи. Я никогда не имею готовый материал до записи. Чем больше создаёшь и придумываешь в студии, тем лучше получается запись. Это вопрос того, что лучше звучит в комнате в момент записи. Для меня самое большое препятствие в ходе записи – готовые фрагменты. У композитора Энтони Колмана есть такая молитва – «Господи, огороди меня от новых идей!» Чтобы отшлифовать музыкальный фрагмент требуется очень серьезная дисциплина.»

ribot_

Рибо записывал «Интеллектуалов» с гитарами Harmony Stratotone 52 года и Fender Telecaster 57-го.

«Гриф Стратотона глубоко сидит в корпусе, что даёт жесткое соединение и глубокий резонанс. Кроме того, гриф имеет V-форму и укороченную мензуру, что очень подходит для моих не слишком длинных пальцев. Это позволяет мне взять больше нот и добиться такого звука, который мне нужен. Кроме того, там один звукосниматель и он больше ориентирован на бас. Часто, я включаю педаль WAH в высоком положении. Получается как будто играешь через очень дешёвый пред и мне нравится такой звук! Получается как на пластинках 50-х годов.»

Любовь к Телекастеру Марка Рибо так объясняет с исторической точки зрения.

«Я люблю играть на Телекастере по всем известным причинам – эти гитары прекрасно записываются и имеют такие резонансы, которые мне очень нравятся. По-моему, гитара – это чисто социальное явление. Над Телекастером смеялись, потому что он абсолютно не звучит без усилителя. Эти гитары стали появляться на пластинках тех исполнителей, которые не могли себе позволить что-то более дорогое. Этот звук ассоциируется с работами Корнелла Дюпрэ и Джеймса Бартона. Брюс Спрингстин и Кит Ричардс тоже играют на Телекастере. Естественно, они могут позволить себе более «жирнозвучащие» гитары, но они выбирают Телек, потому что это звук настоящего ритм-энд-блюза. Вот в чём смысл Телекастера!»

Марк Рибо использует такой набор оборудования : усилитель – переиздание модели 65 года Fender Deluxe Reverb, овердрайвы – Maxon OD808 и Crowther Audio Hot Cake, дилей – Line 6 Echo Park, квакушку Dunlop Crybaby, педаль громкости Hilton Electronics, фузз – Black Cat Bass Octave Fuzz и коммутатор эффектов Radial BigShot EFX True Bypass Effects Loop Selector. Последний играет значительную роль в работах Рибо в последнее время.

«Я всегда стремлюсь изолировать каждый эффект функцией bypass, так чтобы когда я использую один эффект ничто другое не влияло на звук. Только в последние пару лет я пришёл к этому. Раньше звук у меня был не такой, потому что даже если выключишь педаль всё равно она влияет на общую окраску звука. Это ещё и потому важно, что ничто не звучит так здорово, как гитара включенная прямо в усилитель. А я часто использую такой звук. Это коммутатор позволяет мне добиться настоящего чистого звука».

Упражнения на другом новом диске Рибо – Futility («Тщетность») сфокусированы исключительно на акустической соло-гитаре. Он играет на «классике» Thomas Humphrey. Диск включает 15 композиций, бросающих вызов и одновременно стремящихся покорить искушенных слушателей.

«В детстве я учился играть на классической гитаре, но никогда не относился к этому инструменту серьезно. Мои родители настояли, что если я хочу играть на гитаре, я должен брать уроки у нашего знакомого, хоть я и хотел играть гаражный рок. Моим учителем стал Франц Кассиус, чью музыку я даже записывал позднее. У меня было абсолютное разобщение классической гитары и моей музыкальной жизни. Но теперь я играю на классике каждый день. Я никогда не мог понять как работать с этим инструментом на сцене, как использовать его красоту. Есть большой невспаханный пласт акустического панк-рока и сейчас я пытаюсь играть в этом направлении.»

Рибо использует совершенно необычные приёмы во время выступлений и на записи. Многие из них прекрасно представлены на альбоме The Book of Heads, 1995 года – 35 этюдов Джона Зорна (John Zorn) для соло гитары. Он использует вспениватель для каппучино, вибратор, миниатюрный вентилятор для нагрева струн для создания цимбало-подобного звука. Подносит вентилятор к звукоснимателю, чтобы шум мотора передавался через него в виде хриплого рычания. Подкладывает ручку под струны как перемещаемый фальш-порожек для «ржавого» звука. Влажными пальцами трёт корпус гитары, создавая всевозможные скрипы и писки. Играет на неподключенной электрической гитаре или через микрофон как на акустике. Продавливает струны за порожками для изменения высоты звука. Включает записи с магнитофона напротив звукоснимателя, используя его как микрофон для записи. Швыряется пригоршнями риса по струнам для создания эффектов стаккато.

«Многие вещи мне давно наскучили. Восемь миллионов человек пытаются как можно быстрее сыграть на гитаре. И что мы имеем? Звуки, о которых мы говорим – это не часть скоростной гаммы. Это часть языка общения свободной музыкальной импровизации и шума улиц большого города. Это не то, чему учат детей в музыкальных школах. Это восходит к древнему пониманию почему люди стали создавать музыку. И это объясняет почему музыка постоянно мимикрирует. Вся теория навевала на меня скуку до тех пор, пока я не понял что делают такие композиторы как Зорн, Эллиот Шарп и Арто Линдсэй. Они создают мимикрию отсутствия или смерти природы и нашего отношения к этому процессу. Понимание подобных идей подвинет вас гораздо дальше, чем годы, проведенные в консерватории».

Одна из наиболее известных работ Марка Рибо в последнее время – его участие в записи альбома Роберта Планта и Элисон Краусс Raising Sand, получившего многочисленные премии Грэмми в 2008 году. Этот кантри-рок с интонациями блюза дал возможность Рибо выразить свой новаторский подход, не заходя слишком далеко в своих экспериментах. Но и здесь он не отказал себе в удовольствии сыграть против правил.

«Во время записи я целую ночь провёл в студии представляя себя Джимми Пейджем. Я выстроил стену из усилителей Маршалл и сделал кучу пробных записей, на которых я звучал как король металла. Я пытался отыскать какого-то демона в себе, но вскоре понял, что никакой я не Пейдж и покончил с этими экспериментами. Они не очень подходили для нашей цели. Я понял, что на альбоме есть несколько композиций, которые перекликаются со звуком Лед Зеппелин. И чтобы правильно воспроизвести эту связь я должен использовать как бы язык жестов. Я хотел, чтобы мои партии зазвучали так как будто я ди-джей хип-хопа, семплирующий разных гитаристов, включая самого себя. Это такой пост-модернизм в моём исполнении!»

Рибо расширил эту концепцию, исполняя Black Dog в ходе ТВ-записи Планта и Краусс для Country Music Television.

“В детстве я боготворил Лед Зеппелин, но никогда не пробовал исполнять их музыку. Так что для меня это был отличный эксперимент. Когда я стал вслушиваться в Black Dog, я понял что в основном рифе слышно сильное влияние музыки Северной Африки, замешанной на классической блюзовой мелодии. Поэтому я играю вступление на дешевом банджо, звучащем как древний арабский инструмент. По ходу исполнения, я переключаюсь на свой Stratotone. Я нашел согласие с Пейджем, глубже разобравшись в разнице между языком музыкальных жестов и прямолинейного копирования. И этот язык – наивысшее уважение исходному материалу».

Автор: Анил Прасад. Перевод: Олег Павлов. Источник: Innerviews.org 
Дата интервью: 17 октября 2008 г. Дата публикации: 23 октября 2009 г.

ribot

Discography

Filmography

External links

Marc_Ribot

Один ответ

  1. альбомы проекта марк рибо керамик дог — press here: ▄▄▄▄▄▄▄▄▄ (пар — svyazalamuzyka)
    альбомы цадик грейт джевиш мюзик — press here: ▄▄▄▄▄▄▄▄▄ (пар — svyazalamuzyka)
    альбомы проекта марк рибо и лос кубанос — press here: ▄▄▄▄▄▄▄▄▄ (пар — svyazalamuzyka)
    весьпрочий рибо — press here: ▄▄▄▄▄▄▄▄▄ (пар — svyazalamuzyka)