Pierre Bastien

Стандартный

Pierre Bastien — французский музыкант, композитор, изобретатель музыкальных машин и ихний мультиинструментальный укротитель, родившийся в 1953 году в Париже, с детства имевший склонность к конструированию всяческих звукоизвлекающих устройств, которые сооружал из метрономов, тарелок и механических блоков. Тем не менее, закончил аспирантуру Сорбонского университета, где занимался изучением французской литературы XVIII столетия.

pierrebastien-300dpi-zw

В 1977 году начал сотрудничать с известным французским сказочным музыкантом  Pascal Comelade и выпустил свой первый альбом «Nu Creative Methods». Писал музыку для танцевальных ансамблей и не переставал работать над своим механическим оркестром. Начиная с 1987 года он концентрирует всё своё внимание только на нём и 1990-х годах этот оркестр состоял уже из 80 элементов. Участник множества коллабораций в том числе в составе Bel Canto Orchestra, Etienne Brunet Trio, Nu Creative Methods. етс. В рунете достаточно много, вот к примеру:

Пьер Бастьен — это замечательный трубач, композитор, создатель уникального механического оркестра, который так и называется — Mecanium. Его записи уже не вполне пластинки, это скорее музыкальные инсталляции: в случае П.Б. важно не только прислушиваться к циркуляции крайне приятных звуков, но и теоретически представлять себе все эти скрипки, работающие на автомате, самонаводящиеся барабанчики и навечно заевшие пластинки. На Западе Бастьен тихонечко прославился из-за своих контактов с Паскалем Комеладом, а у нас — благодаря сотрудничеству со скрипачом Алексеем Айги (несколько лет назад по инициативе последнего П. Б. приезжал с концертами в Москву). Этот сочинитель в буквальном смысле слова работает над звуком, от его композиций пахнет мастерской — кажется, что инструменты строгают и шлифуют некую благодатную музыкальную заготовку. В результате этого цехового минимализма получается практически беспрецедентный объект на грани джаза, краут-рока, техно и разнообразной этники. Обаяние П.Б. заключено в первую очередь в его маниакальной дисциплине: он скорее трудяга-многостаночник, нежели дизайнер-украшатель, его стиль — не фантазии, но полноценные изобретения. С другой же стороны, конструирует Бастьен нечто совсем несуразное — он сродни советским конструктивистам, которые сочетали стремление к абсолютной утилитарности со столь же абсолютной бесполезностью своих творений (вспомните о летательном аппарате Татлина). Но если конструктивисты в массе своей были категорически против любого комфорта, то Бастьен все же идет на некоторые уступки — когда слушатель уже порывается сойти с ума от гипнотического клацанья перкуссий, Бастьен вводит в действие свою нежную сурдинистую трубу.

8stP4kz89zY

ELECTRIC_FOLKWAYS_Espen_Sommer_Eide_and_French_Pierre_Bastien__photo_by_Mikhail_Slavin___1_

Pierre_Bastien-18

Pierre_Bastien-21

Mutek 06, Nocturne 1, Pierre Bastien, Sat

или такое на kuryokhin.net

Французский композитор и мультиинструменталист Пьер Бастьен прежде всего известен как создатель своего собственного механического «оркестра», азванного «Mecanium». «Инструменты» этого оркестра — аппараты или, точнее, машины, собранные из деталей детского конструктора, приводимые в движение с помощью маленьких электрических моторчиков. Среди инструментов — китайская лютня, марокканский бендир, скрипка, старый проигрыватель виниловых грампластинок, детское пианино.  Творчество Пьера Бастьена и его механических подопечных – это одновременно и классика минимализма, и самодельный трип-хоп. В то же время музыка Бастьена напоминает «техно»-джазменов вроде Эрика Трюффа и St. Germain. Для российского слушателя самые близкие музыкальные ассоциации c Mecanium – оркестр «Поп-механика» Сергея Курехина и ансамбль 4:33 Алексея Айги. Сам же музыкант считает, что он занимается «современной европейской академической музыкой», являясь наследником Баха и Моцарта. А среди его коллег и единомышленников – Паскаль Комелад (Bel Canto Orchestra) и Ян Тирсен.  Механический оркестр принимал участие в многочисленных музыкальных фестивалях и выставках по всему миру. В 2000 году Пьер Бастьен и его машины играли в Центре Помпиду в Париже, а также принимали участие в показе коллекции Иссей Мияки в Милане.

Пьер Бастьен — замечательный трубач, композитор, создатель уникального конструкторского свинга – снова в Санкт-Петербурге с эксклюзивным концертом в России. На это раз с новым проектом Resurrectine. Бастиен выбрал несколько коротких сцен из старых музыкальных фильмов, которые были бережно восстановлены и зациклены, соединяясь в новую живую мелодию, основу композиций. Пьер Бастиен объясняет принцип Resurrectine : «Музыканты прошлого присоединяются ко мне на экране, они необязательно известные: это может быть скрипичная секция египетского оркестра, неизвестные адепты ямайского ритуала, забытые конферансье парижского кабаре или ритм-секция классического джаз-бэнда… Правила защиты авторских прав оказывают прямое влияние на используемые изображения — они черно-белые и старые, насколько это возможно: на фоне царапин виден кубинский оркестр, ударник с тарелками, взятый прямиком из первых телевизионных передач удачно сочетается с общей черно-белой атмосферой. То, как музыканты из прошлого исполняют свои партии схоже с тем, как мои механические устройства играют свою часть композиции: с присущим постоянством – необходимое музыкальное остинато – и с небольшими изменениями. Вместе с ними я играю оригинальные композиции, на которые в определенной степени оказал влияние и фольклор, как неотъемлемая часть каждого фрагмента композиции. Я не ставлю себе цель раствориться в старинных оркестрах: наоборот, я склоняюсь к тому, чтобы вплести музыкантов прошлых лет в мое звучание и заставить их в моей музыке жить заново. В этом смысле я очень надеюсь, что какой нибудь музыкант также подарит мне в будущем аналогичную возможность: быть посмертно увековеченным, не быть преданным забвению и ассоциироваться с новой музыкой”.

1dsc_2287

Resurrectine  – это один живой музыкант и множество музыкантов из прошлого. К ним Бастиен добавил еще механизм — робота, чтобы сделать их звучание более цельными и более универсальными: робот только один, но при этом имеющих множество функций. Робот оснащен тремя камерами, которые в реальном времени транслируют процесс механического звукоизвлечения. На экране механизмы сменяются видеофрагментами, посредством этих видеовставок композиции избавляются от предсказуемости и систематичности.

Лекция Пьера Бастиена «Звуковое искусство — от истоков и до наших дней”. Ветер, вода, голос, пение птиц: музыканты использовали их с древних времен. Композитор Пьер Бастьен размышляет на тему классических звуковых инсталляций и их современных последователей в сфере пластического искусства. В музыке со всего мира существует множество примеров звуковых конструкций и инсталляций, начиная с древних времен и сквозь века вплоть до наших дней. Среди них Эолова арфа царя Давида, средневековые свадебные серенады, гидравлос и кошачье фортепиано Афанасия Кирхера, японские водные арфы времен Эдо, поющее пламя Юджина Кастнера и т.д. С помощью нескольких коротких видеороликов Пьер Бастиен продемонстрирует эти музыкальные явления вместе с некоторыми произведениями современного искусства, таким образом перекинув мостик между классической и современной музыкой. Такие произведения, как фонтаны братьев Баше, 100 метрономов Дьёрда Лигети, 33 1/3 Джона Кейджа, капля воды Билла Виолы в ”He Weeps for You”, звуки птиц и гитары из ”From Here to Ear” Селеста Бурсье-Мужено, ”A Score for a Hole in the Ground” Джема Финера, помимо прочих, являют собой доказательство того, что традиция имеет отклик в современной музыке и искусстве.

Или такое на E:\music\

Сегодня у нас Пьер Бастьен — литератор, экспериментальный композитор и создатель безумных музыкальных механизмов. В 23 года Пьер страстно увлекся творчеством Джона Кейджа и фри-джазом, который, по его словам, показал ему, как можно себя выразить в музыке, не обладая академическим образованием, и благодаря чему Пьер в конце концов и стал музыкантом. Дальше — интереснее.

После небезызвестных событий мая 1968 года колледж, где учился Бастьен, закрывают, что предоставляет его в распоряжение самому себе. Увлеченный и идеями ситуационизма (привет, Ги Дебор!) и недалекого от него дадаизма, он проводит первый эксперимент: «Я восстал против моего метронома и поставил его тикать между кухонной кастрюлей и сковородой для паэльи». Это и был первый шаг на пути к мечте — построить механический оркестр. И довольно скоро Бастьену это удалось. Первую презентацию диковинного агрегата Пьер провел под руководством известного и также довольно экспериментального французского музыканта Жака Беррокаля (vk.cc/4kpbop). Оркестр представлял собой внушительный механизм из самых различных элементов: китайские лютни, японские кото, марокканский бендир, классическая скрипка, тросы, палки, крючки и еще куча всего. Само собой, публика была в восторге.

С тех пор Пьер продолжает сооружать самые невероятные машины — автоматический и непогрешимый оркестр, мечта любого дирижера. Порой о нем так и говорят — Бастьен и его машины (кстати, интересная аналогия с инженером Тео Янсеном и его Пляжными животными, гугл ит, это правда здорово). Звучит это, как минимум, забавно — и в плане истории, и в плане музыки, но услышать это необходимо. Есть даже вероятность, что вы проникнетесь и раздвинете границы восприятия еще чуть-чуть шире.

Копия pr Bastien

***

Discography

2008, w/ Dominique Grimaud, cd, Rag-Time vol. 2, InPolysons, IPS0308
2007, cd, Les Premières Machines: 1968-1988, Gazul, distribution Musea
2005, cd, POP, Rephlex, Cat 162
2005, cd, Téléconcerts, Signature, SIG 11042
2005, cd, Sé Verla al Revés, g33g, G3GPB1
2004, Mcd, Boite Nº 7, Editions Cactus, cd 007
2001, lp/cd, Mecanoid, Rephlex, CAT 119 cd/LP
2001, w/ Alexei Aigui, cd, Musique Cyrillique, SoLyd Records, SR0308
2002, w/ Lukas Simonis, cd, Mots d´Heures: Gousses, Rames, InPolysons, IPS0402
2000, cdrom, Neuf Jouets Optiques, Éditions Cactus
1998, cd, Musiques Paralloïdres, Lowlands, 012
1998, w/ Klimperei, cd, Mécanologie Portative, Prikosnovénie
1997, w/ Pascal Comelade, Jac Berrocal & Jaki Liebezeit, cd, Oblique Sessions, DSA, DSA54054
1996, cd, Eggs Air Sister Steel, In Poly Sons, IPS 10-94
1996, cd, Boîte N°3, Éditions Cactus, cd 003
1994, 7″, Mécanisme de l’Arcane 17, G33G
1993, cd, Musiques Machinales, SMI NM204
1988, lp, Mecanium, ADN, DMM 007R
1988, K7, w/ Peter Bastiaan & Bernard Pruvost, Hommage à Jean Raine, BPC
1977, Nu Creative Methods, Nu Jungle Dances, NCM

***

External links

official website \ Interview \ Radio programme

One response

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s