Jaki Liebezeit

Стандартный

Jaki Liebezeit — немецкий барабанщик, получивший известность как участник группы «Can«, после распада которой сумел и сохранить и умножить свое метрономное звучание в прочих не менее интересных проектах. Написано о нем достаточно много, и только потому, цитирую:

Яки Либецайт (нем. Jaki Liebezeit) родился 26 мая 1938 в Дрездене, Германия. В середине 1960-х участвовал в фри-джаз-квинтете Manfred Schoof. Впоследствии, став одним из членов краут-рок-группы Can, заинтересовался психоделической музыкой. В составе Can Либецайт прославился за особенный, «метрономный», стиль игры. Члены коллектива называли его «получеловек-полумашина» («half-man, half machine»). В 1980 Яки Либецайт стал членом коллектива Phantomband, в дальнейшем играл в группах Drums Of Chaos и Club off Chaos. Либецайт известен своим сотрудничеством в качестве сессионного музыканта как в сольных проектах членов Can, так и с такими исполнителями, как Джа Уоббл, Брайан Ино (на альбоме Before and After Science), Паскаль Комелад, Джанна Наннини, группы Eurythmics и Depeche Mode (альбом «Ultra»), Schiller на альбоме Atemlos, Burnt Friedman в многосерийном проекте Secret Rhythms (практически из Вики)

22 января 2017 года, в возрасте 78 лет, умер от пневмонии. RIP

li4yahtxdz8

Jaki Liebezeit Drum Solo (Circa 1970)

Jaki Liebezeit Drum Solo (Circa 1970)

о его манере игры:

«Барабанные партии Яки Либецайта — это одна из самых необычных вещей в музыке CAN. Барабанщика CAN называли «живым метрономом», один и тот же ритм не менялся в течении всей песни, сколько бы она ни шла, а попадались довольно длинные особи. Яки Либецайт колотил как машина, повторяя одну и ту же фигуру. Характерно его заявление: «Музыка — это дело Бога или машины». Грув Яки Либецайта был абсолютно холодным, отчуждённым, высокомерным и как бы не замечающим ничего вокруг.  Гитарист Михаэль Кароли (Michael Karoli) вспоминал, что дико боялся Яки Либецайта и думал, что тот вполне способен кого-нибудь убить.» ТЕКСТ: muzprosvet.ru | Андрей Горохов, Немецкая волна | 7 августа 2003 г

Can, 1972

Can, 1972

can-holger-czukay-malcom-mooney-kenji-damo-suzuki-jaki-liebezeit

can-holger-czukay-malcom-mooney-kenji-damo-suzuki-jaki-liebezeit

у себя на сайте, Яки приводит такую хронологию творчества:

1939 Born in …1961 After leaving school lived in Barcelona playing jazz with Tete Montoliu, Chet Baker and others. Private studies in ethno music (flamenco, Arabian music)1963-77 Back to Cologne, Germany. Working with Manfred Schoof quintett (free jazz).1968 Member of Can. First experiments with drum machine and drumset. Discovery of regularities (i.e. natural laws) in drumming. 1963-77 Back to Cologne, Germany. Working with Manfred Schoof quintett (free jazz). 1978 Freelancing drummer in recording studios. Working for numerous international artists. 1980 Foundation of Phantomband (3 albums). 1982 Formation of ‘Drums Of Chaos’, a group of drummers. Development of own drum system, based on E-T code … 1982 First meeting with Jah Wobble (John Wa….?), working with him until present. Recording and live converts, mostly in the UK. Also still doing recording sessions for various artists. 1996 Foundation of ‘Club Off Chaos’, together with Dirk Herweg and Boris Polonski. New electronic music based on synthesizers and drums. 1998 First release of CD ‘Club Off Chaos’.

Jazz ART 2013 Burnt Friedman i Jaki Liebezeit czyli afterparty

Jazz ART 2013 Burnt Friedman i Jaki Liebezeit czyli afterparty

Marcus Schmickler und Jaki Liebezeit beim Moers-Festival 2014

Marcus Schmickler und Jaki Liebezeit beim Moers-Festival 2014

ROBERT COYNE with JAKI LIEBEZEIT THE OBSCURE DEPARTMENT

ROBERT COYNE with JAKI LIEBEZEIT THE OBSCURE DEPARTMENT

о некоторых коллаборациях:

Magnetik North  — проект 2012 года от Jaki Liebezeitа, культового, без курсива и кавычек, барабанщика краут сцены и Ian Tregoningа — постаревшего но с непременно свежими идеями, электронного диджедая из Лидса. С непременно приглашенными музыкантами (Lee Harris из Talk Talk и пр.). Электронная смесь лефтфельда и краута — живыми барабанами Яки и космогоническими (от слова — гонево) секвенсорами Йена.

Легендарный барабанщик Can Яки Либецайт так вообще курсирует по всей музыкальной палитре, озаряя её своей фирменной и метрономно-безошибочной колотьбой. Ещё бы, ведь он работал безупречный бит задолго до повального распространения драм-машин, и бездушным секвенсорам так и не удалось отнять у Либецайта ремесло – Яки забьёт баки любому автомату. Услышать гуру барабанных палочек можно, хотя бы, в свежих проектах Cyclopean (где, кроме того, засветился Can-овкий же клавишник Ирмин Шмидт) и Magnetik North. Там же можно повстречать даже целого Ли Харриса из влиятельного в музыкантских кругах протопострокового (теперь уже так) ансамбля Talk Talk.

Яки, как почтенному мэтру, отводится подобающая роль консультанта по ритмическим вопросам. Со своей командной высоты Герр Либецайт и правит бал, то наводя строжайший метрический порядок, то африканя искромётную туземную полиритмию. Влияние Can (ну не Burzum же, в самом деле) воистину слышно невооружённым ухом – особенно чётко наводит на размышления обманчивая простота каверзных ритмов со всего света и атмосфера праздной несерьёзности с альбомов второй половины 70-х, преисполненных педантично пронумерованного «этнологического подлога».

Jaki Liebezeit and Ian Tregoning

Jaki Liebezeit and Ian Tregoning

***

Burnt Friedman и секретные ритмы

Отдельно стоит сказать о содружестве Burnt Friedman & Jaki Liebezeit и серии «секретных ритмов» начинающейся в 2002 году альбомом «Secret Rhythms» о которых тов. Хоссэ на хорошо.сом хорошо написано: «Секретные ритмы» — это такая школа ритмов всех времен и народов — от даба и техно до калипсо и того же краутрока; все остальное, будь то непритязательные гитарные аккорды, соло на экзотической флейте или опасливый эмбиент, выступает не более чем фоном, на котором разворачиваются основные события».

Фридман и Либецайт

Фридман и Либецайт

Или вот такая статья на stopcran.ru о втором издании «Secret Rhythms 2» : «Дуэт потрясающих немецких музыкантов – Бёрнда Фридмана (Burnt Friedman) и Яки Либецайта (Jaki Liebezeit) породил несколько странную, но завораживающую музыку. Завораживает она, прежде всего, своим ритмическим кружевом (всякий уважающий себя барабанщик должен это слышать), а также непредсказуемыми смещениями инструментальных акцентов в аранжировке. Впрочем, если копнуть досье каждого из участников дуэта, многое становится понятным.

Яки Либецайт (Дрезден, Германия) известен и любим широкой публикой как барабанщик легендарной группы CAN. Кроме этого, он успел поиграть в группах Phantomband, Club Off Chaos, Drums Of Chaos, записаться почти во всех сольных проектах бывших участников CAN, а кроме этого с Джа Уоблом (Jah Wobble), Брайаном Ино, Eurythmics и даже Depeche Mode.

И когда, волею судьбы, эти два подвижника оказались в одной студии, суперпозиция их мастерства привела к незамедлительному эффекту (и количественному и качественному). В период с 2002 по 2011 гг. они записывают четыре отрывных альбома под общим названием Secret Rhythms. Название весьма точно отражает суть этой музыки. Их таинственная ритмика похожа на звуки огромных часов, состоящих из сложно организованной системы зубчатых колес, шестеренок, пружинок, курантов, колокольчиков, звуковых сквозняков, кванто-механических кукушек и прочих обитателей. Все это звучит со швейцарской точностью, однако очень мягко и медитативно.

Либецайт и Фридман

Либецайт и Фридман

еще от Горохова, после выхода третьих секретных ритмов: «На альбоме «Секретные ритмы 3» («Secret Rhythms 3») самое главное и интересное — это бит Джаки Либецайта. Он стучит по высоко настроенным барабанам, они жесткие, и звук у них резкий и жесткий, без баса. Стучит ветеран, как от него и ожидается, лучше, чем ритм-машина, и лучше, чем компьютер. Параллельно играют синтезаторы, саксофон, кларнет и несколько гитар. Фактически это — инструментальная рок-группа, она записана звонко и ясно, однако звучит на редкость не живо, не округло. Все партии, очевидно, препарированы и прилажены друг к другу на компьютере.

Все это в целом можно было бы охарактеризовать как минималистический психоделический даб, как мумию космического рока. В принципе, мумия — это неплохое алиби, с мумии взятки гладки: лежи себе, красуйся в музее, отдыхай на здоровье. В эпоху массового увлечения психоделикой такая холодная и трезвая пост-психоделика имеет право на существование.

Проблема с этой музыкой иная: конструктивная. Джаки Либецайт слишком хорошо вписывается в компьютерный дизайн, не возникает напряжения, конфликта, музыка слишком хорошо к нему прилажена. Эта музыка вообще, как кажется, делалась для того, чтобы создать Либецайту естественную и уютную среду обитания. Но барабаны — это лишь одна из компонент музыкального потока, надо было бы о музыкальном потоке заботиться, а не рассчитывать на то, что еще одна демонстрация сенсационных умений знаменитого барабанщика станет сенсацией.»

которая начинается так:

Дуэт электронщика Бернда Фридмана и барабанщика Джаки Либецайта существует с 2002 года. Их вполне можно называть «ветеранами» и даже «культовыми персонажами», а их дуэт «супергруппой». В начале 2000-х был достигнут пик успеха электроники, настоящий триумф. Электроника была единственно возможной формой передовой музыки. После этого момента почему-то быстро пошел спад, из электроники стал выходить воздух. Так что до сих пор существующий дуэт Фридмана и Либецайта — это группа, которой удалось пережить засуху. Это им удалось, возможно, потому, что уже в 2002 они были отставшими от прогресса и борющимися за выживание. Они не вписывались в тогдашний ландшафт экспериментальной электроники и воспринимались в качестве ретро-фигур.

и продолжается парой «осанн»

Супербарабанщик

Джаки Либецайт (Jaki Liebezeit) — ударник Can, одной из самых известных немецких хиппи-групп начала 70-х. Именно его бит был самой заметной особенностью саунда Can, он вдохновил несколько поколений подражателей. Джаки Либецайт стучал, как метроном, как машина, невероятно точно, жестко и бездушно. В его бите отсутствуют сбивки, ускорения темпа, неожиданные удары по тарелкам. Либецайт несгибаемо повторял одну и ту же фигуру от начала песни и до ее конца, как будто прокручивался зацикленный компьютерный файл. Либецайт вручную делал то, что Kraftwerk пытались изобразить с помощью ритм-машины и двух барабанщиков.

Есть симпатичное объяснение такой музыкальной стратегии: до того, как присоединиться к Can, Джаки Либецайт играл фри-джаз, сопровождал саксофониста Питера Бретцмана (Peter Brötzmann) и пианиста Александра фон Шлиппенбаха (Alexander von Schlippenbach). Большей свободы и агрессии не существовало в природе. Либецайт, однако, испытывал раздражение от фри-джазового требования постоянно менять ритмический рисунок, ни в коем случае не повторяться. Порвав с фри-джазом, он решил играть в минималистическом стиле, то есть повторять только что сыгранное. А барабанщиком фон Шлиппенбаха стал Свен-Аке Йоханссон (Sven-Ake Johansson). Крайне поучительно в качестве домашнего задания сравнить музыку Либецайта и Йохансона.

В середине 90-х краутрок в целом и его вершина — группа Can — снова попали в центр внимания музыкальной прессы. Can оказались предшественниками современного саунда, участники Can были расхватаны на многочисленные совместные проекты, как если бы ветераны знали какое-то волшебное слово, которое кроме них больше никто не знал. Как бы то ни было, нового слова никто из них не сказал, а слияние с актуальной музыкой шло с большим скрипом.

Суперэлектронщик

Бернд Фридман (Bernd Friedman) — герой 90-х. В начале десятилетия он делал индастриал, потом стал одной из главных фигур немецкого эмбиента, у него была масса проектов, самый извесный — Nonplace Urban Field. Фридман был не чужд дабу, который тоже был трендовой вещью в 90-х, участвовал Бернд и в совместных проектах, самым зрелищным из которых стал Flanger — совместный проект с Atom TM, то есть Уве Шмидтом (Uwe Schmidt). Уве — еще один герой 90-х. Фридман записал массу разнообразной музыки и написал несколько остроумно-просветительных текстов об эмбиенте. К 2002 году, однако, он воспринимался как слегка отставший от поезда.

Передовая электронная музыка уползла вперед — в иррациональный нойз, в забавы с новым поколением компьютерных программ, а Бернда все тянуло к милой заторможенности, к красивым звукам, к скрытым мелодиям.

***

2002 — Burnt Friedman & Jaki Liebezeit — Secret Rhythms vol.1 (2002)
2006 — Burnt Friedman & Jaki Liebezeit — Secret Rhythms vol.2 (2006)
2008 — Burnt Friedman & Jaki Liebezeit — Secret Rhythms vol.3 (2008)
2011 — Burnt Friedman & Jaki Liebezeit — Secret Rhythms vol.4 (2011)
2013 — Burnt Friedman & Jaki Liebezeit ‎– Secret Rhythms vol.5 (2013)

ЗАБРАТЬ ВСЕ СЕКРЕТНЫЕ РИТМЫ press here: ▄▄▄▄▄▄▄▄▄ (пар — svyazalamuzyka)

img_4556

liebezeit-jaki-stadtgarten-koeln-041211

Can

obb7ztirf6i

Jaki-Liebezeit

***
о работе с Holger Czukay читать лучше на его страничке.

***

Дискография

В составе Can

См. дискографию Can

В составе Phantomband

Phantom Band (Spoon 1980)
Freedom of Speech (Spoon 1981)
Nowhere (Spoon 1984).

В составе Club Off Chaos

The Change of the Century (1998)
565 f.s. (1998, EP)
Club Off Chaos (1998)
Par et impar (2002)

Сольные альбомы Холгера Шукая

Movies (EMI 1979)
On the Way to the Peak of Normal (EMI 1981)
Bankel Rap ’82 (EMI 1982)
Full Circle (EMI 1982)
Snake Charmer (EMI 1983)
East Is Red (VRG 1984)
The Photo Song (VRG 1984)
Rome Remains Rome (VRG 1987)
Radio Wave Surfer (конц.материал 1984-87гг.) (VRG 1991)
Phew/Czukay/Liebezeit/Plank (запись 1981 г.)(DSA 1991)
Moving Pictures (VRG 1993)

Сольные записи Михаеля Кароли

Deluge (с Полли Элтес) (1984)

Сольные альбомы Ирмина Шмидта

Film Music vols.1&2 (Spoon 1980)
Film Music vol.3 (Spoon 1981)
Film Music vol.4 (Spoon 1983)
Rote Erde (Teldek 1983)
Musk at Dusk (1987)
Film Music vol.5 — Reporter (VRG 1987)
Impossible Holidays (WEA 1991)

Сотрудничество с другими музыкантами и коллективами

Manfred Schoof Quintett — Voices (1966)
Alexander von Schlippenbach — Globe Unity (1966)
Michael Rother — Flammende Herzen (1976)
Brian Eno — Before And After Science (1977)
Michael Rother — Sterntaler (1977)
Michael Rother — Katzenmusik (1979)
Joachim Witt — Silberblick (1980)
Richard Schneider — Fata Morgana (1980)
Eurythmics — In The Garden (1981)
Joachim Witt — Edelweiß (1982)
Gianna Nannini — Latin Lover (1982)
Michael Rother — Fernwärme (1982)
Trio — Trio and Error (1983)
Klaus Dinger & Rheinita Bella Düsseldorf — Neondian (1985)
The Ya Ya´s — 2-3-4-5-6-7-8-9 (1989)
Brian Eno — Spinner (1995)
Jah Wobble — Inspiration of William Blake (1996)
Depeche Mode — Ultra (1997)
Pascal Comelade, Pierre Bastien, Jac Berrocal & Jaki Liebezeit — Oblique Sessions (1997)
Die Nixe — The Mermaid (2001)
Burnt Friedman & Jaki Liebezeit — Secret Rhythms (2002)
Burnt Friedman & Jaki Liebezeit с участием David Sylvian — Out in the Sticks (2005)
Datenverarbeiter vs. Jaki Liebezeit — Givt (2005)
Burnt Friedman & Jaki Liebezeit — Secret Rhythms II (2006)
Pascal Comelade — No Dancing (2008)
Phillip Boa & The Voodoo Club — Diamonds Fall (2008)
Burnt Friedman & Jaki Liebezeit — Secret Rhythms III (2008))
Schiller — Atemlos (композиции Leidenschaft и Opium)
Burnt Friedman & Jaki Liebezeit — Secret Rhythms IV (2011)
Drums Off Chaos & Jens-Uwe Beyer — Drums Off Chaos & Jens-Uwe Beyer (2011)
B.I.L.L. (Bell/Irmler/Liebezeit/Lippok) — Spielwiese 2 (2011)

***

Ссылки

Wikipedia
Discogs.com
Burnt Friedman+Jaki Liebezeit

tumblr_ok8h6renv31r3fa3go1_1280

3 responses

  1. Вместе с Либезайтом и Шукаем волшебные времена ушли , навсегда…)))

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s