John Zorn

Стандартный

John Zorn — американский композитор и перформер, мультиинструментальный музыкант, аранжировщик, продюсер и хрен его сколько всего прочего интересного, о котором так точно сказали его соотечественные критики: «Если солнце опять взошло на востоке, а зашло на западе, то вне зависимости от того, какой именно день на дворе, можно с уверенностью утверждать — у Джона Зорна вышла новая пластинка». Стал одним из самых выдающихся авангардных музыкантов 20 века, смешливо смешивая jazz, rock, hardcore, classical, surf, metal, klezmer, soundtrack, ambient анд improvised music.

Приведу здесь две хорошие статьи, в которых все сказано верно. Первая:

Джон Зорн: человек и саксофон

Рассказ о Джоне по фамилии Зорн необходимо начинать в той самой интимной обстановке, в которой произносились пугающие и чудовищные пионерлагерные страшные истории. Погасить свет, задернуть шторы, укрыться с головой под одеялом и внимать. А на следующее утро вспоминать услышанное как к счастью сгинувший кошмар, но при этом страстно желать окунуться в него еще один раз. Именно так многие слушают музыку Зорна, дрожа, трепеща и матюгаясь исподтишка. И именно так следует о нем писать. Но, к сожалению, типографские ограниченные возможности не дают нам шанса напечатать статью фосфорицирующими чернилами, а иначе вы бы не сумели прочитать данный материал, дрожащими руками укутавшись под темным и сберегающим от тревог одеялом. Поэтому чтите сие при свете дня, а для пущего самоустрашения, поставьте на свой ни в чем неповинный проигрыватель парочку песен из ‘Torture Garden’.

Знакомство экстремальной общественности с самым культовым саксофонистом-извращенцем современности произошло самым случайным образом. Дес-металлическая, грайндкоровая и хардкоровая сцены практически никогда не пересекались с джазом. А если и пересекались, то в какой-нибудь уличной потасовке, где вооруженные палицами металлисты, возвращавшиеся с концерта своих поп-идолов Dismember, сталкивались в узком переулке с отвратительной бандой престарелых джазовых фэнов, вооруженной до зубов футлярами от контрабасов. Дело кончалось банальным мордобоем, и что особенно обидно — джазисты не возжаждали любви к дес-металлу, и к Dismember — особенно. А впридачу металлисты также не поимели ни малейшего желания любить джаз, даже в изравщенной форме.

Рано или поздно это должно было кончиться. Где-то, неважно где — на берегах Москва-реки, Евфрата, Нила или солнечного Дуная (до середины которого доплывет только очень редкий саксофон). Где-то должно было произойти счастливое слияние душ джазистов и экстремальщиков. Тем паче, что среди авангардного джаза собственной экстремальщины всегда было — хоть лопатой ешь.

Здесь у нас должен возникнуть немалый интерес к тому, чтобы проследить развитие судьбы одного из самых радикальных авангардщиков от сверх-металлического джаза. Родился он (а звали его Джоном Зорном) в городе Нью-Йорке, несколько тысяч километров от Фудзиямы, одним словом, глушь неимоверная. На дворе в момент его счастливого рождения было второе сентября 1953 года, и с самых пеленок он проявлял себя необычайно одаренным еврейским мальчиком. Он перепробовал множество инструментов, но в конце концов остановился на саксофоне, для пущего и близкого знакомства с которым он отправился в музыкальный колледж в Сент Луисе. Закончил он его в начале семидесятых, торжественно заполучив диплом саксофониста и композитора.

Изначально основными объектами почитания для парнишки были новаторские американские композиторы, среди которых числись Чарльз Айвз, Гарри Партч и Джон Кейдж. Так что Джону Зорна светила судьба, освещенная радугами рамп консерваторий и дирижерскими палочками собрата по нации герра Ростроповича. Но неожиданно Джон попал на концерт трубача Жака Курзиля, который помимо прочего обучал Зорна французскому языку. Тут, наверное, Джон подумал, что для того, чтобы французский язык получше развивался, обрастал мышцами и приобрел здоровый розовый цвет, необходимо все время бренчать на трубе. И не просто так — а играть натуральный джаз. И предав классическую музыку, Зорн подался в джазмэны.

Раз уж решил играть джаз, то надобно хоть иногда его слушать — резонно подумало молодое саксофонное дарование, не обладавшее логикой чукчи-писателя. Зорн вовсю принялся фанатеть творчеством Энтони Брэкстона, Джимми Жуфре, Орнетта Коулмэна и Роско Митчелла. И вот, с 1974 года Зорн приступил к терроризированию нью-йоркского населения своим творчеством, приобретая популярность в прогрессивных кругах за свою прогрессивную манеру игры. С каждым днем его репутация росла, доллар становился все длиннее, а саксофон — толще и полированней. Его хулиганская и остросюжетная игра на саксофоне привлекла внимание некоего гитариста Евгения Чадбурна, и вместе они были включены в небольшой ансамбль из одиннадцати человек, игравший композиции Фрэнка Лоу. Было это в 1977 году, тогда же начали издаваться его первые пластинки.

Наилучшее же применение своим силам Зорн нашел в саундтрэках к кинофильмам. Этого добра он плодил в неограниченных количествах. Впрочем, для многих джазмэнов это чуть ли не главный источник доходов (после грабежей, насилия и игры в подземных переходах). Именно к любовь к саундтрэкам принесла ему наконец-то коммерческий успех: в 1986 году Зорн решился записать альбом с собственными интерпретациями композиций самого знаменитого саундтрэкера — Эннио Морриконе (как-никак — 300 фильмов озвучены его морриконскими стараниями!). Уж не знаю, ворочается ли нынче в гробу Морриконе, слушая, как Зорн с друзьями измывается над его творчеством, страдальчески что-то урча, вопя, скрипя и какофонируя. Впрочем, экгумация может это показать. А может, он вообще не умер — в конце концов у нас же не о нем статья, не правда ли?

Оговоримся, что сразу после записи ‘The Big Countdown’ Морриконе не поленился охарактеризовать эту пластинку: «В этой записи есть свежие, добротные и умные идеи. Она реализована на высочайшем уровне, работа сделана маэстро с великой фантазией и творческим потенциалом… Многие люди делали версии моих творений, но никто не делал это так…» Во как. И ведь сделал вид, что совсем не обиделся. Поразительная христианская терпимость.

Любопытно, что Зорн поначалу старательно отказывался записывать такой альбом, мотивируя это тем, что он импровизатор, а не интерпретатор, и впридачу заявляя честно — «Я просто не могу этого сделать. Музыка Морриконе слишком прекрасная!». Но грязное дело было сделано — и то, что вы услышите на альбоме ‘The Big Gundown. John Zorn Plays The Music Of Ennnio Morricone’ будет вас шокировать, терроризировать, плющить и глумить непотребно ничуть не слабже, чем Мэрилин Мэнсон, исполняющий на электродрели русские народные частушки. Так что прячьте этот диск от детей, стариков, инвалидов во избежание их избежания из дому.

Стиль Джона Зорна с каждым днем обрастал новыми наростами и прыщиками. Американские и японские народные мелодии, хэви-металлические гитары, апокалиптические надрывные вопли, «телевизионные» этюды и нехарактеризуемая саксофоническая ахинея сплетались в его музыке как Лакоон с сыновьями в объятиях беспринципных ужей. Зорн отмечается знатоками как очень крупный коллекционер «грамзаписей», его домашняя музыкальная коллекция просто колоссальна, и имеет невообразимый стилистический разброс. Это катализирует способность Джона к смешиванию самых разнородных музыкальных течений в единый хаотический водопад. Настолько хаотический, что нельзя предсказать — будет ли он падать, или же наоборот, струей забьет в небо.

Как только страсть к изготовлению такого джазового ассорти с серной кислотой дошла у Джона до предела, он, записав под влиянием Napalm Death альбом ‘Spy Vs Spy’ в 1989 году, наконец реализовал свою экстремальность сполна в своем самом нашумевшем (в прямом и в переносном смысле) проекте — Naked City. Поначалу такого проекта, собственно, и не было. Был альбом 1990 года Джона Зорна с пятью самыми преданными соратниками — легендарным гитаристом Биллом Фризеллом, клавишником Уэйном Хорвицом, басистом Фредом Фритом, барабанщиком Джоем Бароном и вокалистом безумной японской нойзовой группы Boredoms Ямацукой Айем. Альбом звался ‘Naked City’, состоял из двадцати шести добродушных песен на садомазохические темы. Начинаясь с милого джазового раздолбайства, диск постепенно перерастал в некрофилический катаклизм, кроша черепа слушателей грайндкоровым молотом саксофоничечского возмездия. Диск сопровождается миловидными иллюстрациями на сексо-патологическую тематику, изьятыми из личных пуританских архивов Зорна, содержащими самые непристойные картинки древних и не очень древних японских художников. Наблюдательный коллекционер тут же добавит, что с тех пор эта восхитительная садо-мазня украшает почти все релизы прославленного джазиста.

Спустя год упомянутая шестерка музыкантов кретиномышленников окрестила себя Naked City в честь своей первой пластинки, окатила саксофон святой водой из кошерного кадила, и подписала контракт с Earache Records. Сие было не случайно, ибо знакомство Зорна с творчеством Napalm Death и Carcass произвело немало сдвигов в его очкастой голове, которые и привели его к записи второго диска Naked City ‘Torture Garden’. Еще более дикого, буйного, психопатичного и отбирающего у неподготовленного слушателя последние шансы выжить. Тем самым Зорн провозгласил то, что у современного хардкора точно та же степень экстремальности, как у свободного джаза шестидесятых годов. Там же, на Earache Records вышли первые творения проекта Painkiller, по странному и необъяснимому стечению обстоятельств имеющего то же название, что и наш журнал. Painkiller являл собой джаз-коровое импровизационное трио, состоящее из Зорна, Фризелла и лидера Napalm Death Мика Харриса. Я как-то однажды встретил человека, который считал Painkiller мелодичной музыкой. Да простит его Бог.

Братание серийного маньяка-саксофониста с металлистами не ограничивалось одной напалмовской тусовкой. Зорн засветил свое имя на обложках таких команд, как OLD и Mr.Bungle. Обе обязательны к прослушиванию всеми. Даже глухими. Авось у последних от этого слух прорежется. Любители более традиционного жуткого металла наибольшую радость наверняка получат от еще одного (то 573-го, то ли 896-ого) проекта Зорна под названием Praxis, где вы помимо прочих опять встретитесь со своими излюбленными героями: Миком Харрисом, Биллом Лосвеллом и Ямацукой Айем. Любители же собирать полные коллекции капитально обломаются. Полная дискография Джона Зорна, которую герои ночных посиделок у монитора могут выкачать в интернете, занимает порядка сотни страниц убористого готического текста. Как писали западные критики: «Если солнце опять взошло на востоке, а зашло на западе, то вне зависимости от того, какой именно день на дворе, можно с уверенностью утверждать — у Джона Зорна вышла новая пластинка». Не каждый диск можно выслушать с удовольствием. Многие творения больше напоминают настройку инструментов, чем полноценное творчество, однако лучше слушать настройку инструментов настоящего мастера, чем полноценное творчество настоящего бездаря.

Есть еще масса вещей, про которые мне хочется рассказать. И про супер-проект Зорна ‘Masada’, и про то, какой он хороший семьянин, о том, как он любит детей, и с чем он их именно любит — с кетчупом или с горчицей. Но к величайшему нашему сожалению, время нашей передачи подходит к концу. Мне остается лишь попрощаться с дорогими читателями, пожелать им творческих успехов, счастья в жизни и того, чтобы в их мозгу всегда нашлось место небольшой гниющей, смердящей, но желанной опухоли, в которой будут оседать блаженные впечатления от пластинок Джона Зорна, Человека и Саксофона с большой буквы, Homo Saxpiens, одним словом.

 

Имя этого музыканта с тре­петом произносят мелома­ны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровиза­тор. За свою более чем 25- летнюю творческую дея­тельность создал тысячи произведений. Работы этого мастера эксперимента поистине обширны — их нельзя рассматривать под одним ракурсом. Творческую фигу­ру этого гиганта не удается определить в одну форму. Здесь нет канонов, но есть глубина. Эстетические кар­тины его многогранны и ши­роки. Это история и действо.

Вторая. Взято из www.cultandart.ru, где указано, что источник  на www.jazzquad.ru

JOHN ZORN — «Играющий Композитор»

Имя этого музыканта с тре­петом произносят мелома­ны в ожидании очередного релиза и концерта. Он всегда непредсказуемо новый — композитор и импровиза­тор. За свою более чем 25- летнюю творческую дея­тельность создал тысячи произведений. Работы этого мастера эксперимента поистине обширны — их нельзя рассматривать под одним ракурсом. Творческую фигу­ру этого гиганта не удается определить в одну форму. Здесь нет канонов, но есть глубина. Эстетические кар­тины его многогранны и ши­роки. Это история и действо.

Итак, Джон Зорн (John Zorn) — человек, в творчест­ве которого вплетены нити музыкального искусства и новаторства. Родился он 2 сентября 1953 г. в Нью-Йор­ке — городе денег и славы, сверкающих небоскребов и грязных трущоб. Еще будучи ребенком, Джон отличался неординарностью личности — мог часами, днями прово­дить в поисках чего-либо не­стандартного — и уже к деся­ти годам, освоив фортепиа­но, взялся за гитару и флейту. Любые стандарты в искусст­ве Джон принимал «в штыки», считая, что для творческих идей не может быть границ. Да, именно нетривиальность притягивала и привлекала юношу. И столкновения но­вых тенденций и старых правил, естественно, не мог­ло не случиться. Первые оп­позиции юный талант ощу­тил на себе в музыкальном колледже, куда поступил сра­зу после школы.

Кстати, именно там, в Сент-Луисе, Джон взялся осваивать альт-саксoфон. Однако традици­онный академический под­ход был встречен Зорном не одобрительно. Система пре­подавания вызвала отвраще­ние к учебе. Он оставил кол­ледж, и с настроением энту­зиаста направляется в Манхеттен. Здесь Джон находит понимание и поддержку со стороны молодых единомы- шленников-импровизаторов. И уже ближе к 30-и годам записывает коллекцию ной­зовых и индустриальных звуков. Первые альбомы бы­ли записаны под покрови­тельством лэйбла Electra Nonesuch и благодаря содей­ствию молодых коллег-новаторов.- Энтони Коулмана (Anthony Coleman), Юджина Чэдбурна (Eugene Chadbum), Генри Кайзера (Henry Kaizer), Тома Кора (Torn Cora).

Стартовые студийные экс­перименты оказались весь­ма внушительными; внут­ренним настроением сюжет нередко представлял собой совокупность звуков, что ни как не повлияло на высокий уровень материала. В альбо­мах Pool (1980) и Archery (1982) Зорн полностью от­казался от мелодичности и структуры; помимо импро­визации на альт-саксофоне Джон использовал игру на гитаре мокрыми пальцами, карандашами, рисовыми зернами и смычком. В каче­стве дополнительных звуко-эффектов применял воздуш­ные шары, говорящих кукол, мундштуки и манки на уток. А на одном из концертов он распилил телевизор, в поис­ках новых звуковых вариа­ций.

В середине 80-х Джон Зорн делает аранжировки на произведения именитых и признанных мастеров ис­кусства Среди тех, кому уда­лось оказаться в рядах пря­мого или косвенного со­трудничества с музыкантом, можно назвать Эннио Морриконе (Ennio Morricone), Орнета Коулмана (Omett Coleman), влияние которого очевидно в творчестве Masada, Хэнка Мобли (Hank Mobley), Ли Моргана (Lee Morgan) и других. Полный каталог композитора вклю­чает 60 студийных альбомов и несколько десятков кон­цертных записей. Вообще, есть мнение, что количество записей с участием Джона Зорна уже давно перешло ру­беж в две сотни дисков.

Известно так же, что увле­чением Зорна является автор саундтреков к черно-белому кино 40-х Карл Стеллинг (Karl Stelling). Карл составлял целую композицию из раз­розненных звуковых блоков, отражая происходящее на экране. Зорн идет дальше: со­здает пьесы из ряда музы­кальных элементов, не сопо­ставимых по жанрам — джаз, кантри, лаунж, рок. Джон на­писал огромное количество римейков самых разных по своей структуре. К творчест­ву музыканта обратились как именитые режиссеры, так и малоизвестные. Озвучива­ние Зорна принадлежит к трудам таких режиссеров, как Дэвид Кроненберг и Жан-Люк Годар, Рауль Риз и Хироко Рюичи. Настоящим раритетом стал изъятый из продажи альбом Cynical Hysteria Hour (1989), напи­санный для японского ре­жиссера Кирико Кубо (Kiriko Kubo).

Кроме того, композитор является вдохновителем трех музыкальных проектов. Самым ранним детищем Зорна предстает коллектив с хищным названием Cobra. Cobra начал свое существо­вание в 1987 году и до насто­ящего момента радует мело­манов своим творчеством. В свое время проект наделал много шума. Дело в том, что на концерте в Филадельфии (1989) перед публикой пред­стали версии Орнетта Коул­мана в хардкорном исполне­нии (это альбом Spy vs. Spy). Реакция была мгновенной: разбушевавшийся критик разбил стеклянную дверь и перевернул сгол — извине­ния промоутера не помогли.

Уже в том же 1989 году поклонников творчества Зор­на ждал приятный сюрприз — проект Naked City. Яркий состав этого коллектива предвосхитил свой успех уже с первых аккордов. Зве­здный состав — гитарист Билл Фризелл, клавишник Уэйн Хорвитц, барабанщик Джоуи Бэрон, английский авангардист Фред Фрит и японский вокалист Яматсуки Ая (из экстримальной банды Boredoms). Свое на­звание проект заимствовал у нью-йорского репортера WeeGee. TaKoe имя — Naked City — Уиджи дал одному из своих фотоальбомов. Жур­налист был знаменит тем, что некоторое время жил в своем автомобиле и 24 часа в сутки слушал полицейскую волну, отслеживая преступ­ления. Как только поступала информация об очередном убийстве, Виджи мгновенно оказывался на месте происшествия и, как говорится, делал снимки «еще теплень­кими». Одна из работ репор­тера стала лицевой полигра­фией первого альбома Naked City.

К сожалению, коллектив просуществовал лишь до 1993-После распада группы участники занялись сольной, не менее продук­тивной деятельностью. В ар­хиве Naked City следует отме­тить кавер-версию Grand Guignol (1991), эмбиентный Absinthe (1993) и альбом Radio.

Особый интерес вызывает уже более зрелый зорновский проект Masada.

Выбор названия не случаен: именно в этом коллективе ярко и от­четливо слышатся мотивы клезмера, с характерными ближневосточными ритма­ми, хасидскими песнями и танцами. Masada — это древ­няя еврейская крепость, рас­положенная в двухстах ша­гах от берега Мертвого моря. Шесть альбомов коллектива названы по шести буквам ив­рита. Альбом Bar Kohba (1996) символизирует и но­сит имя предводителя вос­стания евреев в 140 г. н.э.

Стоит сказать несколько слов о прослушанных альбомах: The Book of Heads (1995) — исполнен в 35-и этюдах. Здесь мастерски воплощена игра на гитаре Марка Рибо. Сокомпозитором выступил Юджин Чэтборн. По звуча­нию очень напоминает ста­рый гараж начала 80-х. Му­зыкант проводил массу вре­мени в Музее искусств, что и вдохновило его на создание композиций.

Особенно интересным показался альбом Music For Children (1998), в котором собраны пьесы с 1989 по 1998 годы. Композиции на­полнены эмоциональной эстетикой. Музыканту уда­лось совместить звуки ста­ринных игрушек с джаз-рок импровизациями. Данный проект весьма вариативен: в нем темы насилия и жесто­кости мастерски совмещены с мотивами сказочного и ми­стического клезмера. Важно отметить и грандиозные со­бытия в Даунтаун сфере, свя­занные с пятидесятилетним юбилеем композитора, во­площенные в проектах Electric Masada. Например, в первой части концерта Джон Зорн выступал как ди­рижер, ему аккомпанирова­ли: Марк Фелдман (Mark Feldman), Грэг Коэн (Greg Cohen), Эрик Фридландер (Eric Friedlander) — это был фыожн! Его сольный проект, полный импровизаций и но­ваторства, стал девятым сре­ди юбилейных концертных версий. Он сочетает в себе хаотичность «нойза» и «плач сурдин».

Зорн так же является осно­вателем нескольких фирм звукозаписи, концертных циклов в нью-йоркских клу­бах The Knitting Factory и Tonic (где в сентябре 2003 прошли торжества по слу­чаю его 50-летия), а также не­зависимых фирм звукозапи­си Avant и Tzadik. Последняя, выпустившая уже более двух­сот пятидесяти наименова­ний, пропагандирует, среди прочего, японский авангард и Radical Jewish Culture («ра­дикальную еврейскую куль­туру») — музыкальное на­правление, фактически ос­нованное самим Джоном Зорном.

Важно отметить камерные и симфонические сочине­ния Зорна разных жанров, в том числе «Химера», прозву­чавшая в Москве на фестива­ле «Холодная альтернатива» в декабре 2001 года в исполне­нии Камерного ансамбля из Сиэтла (европейская пре­мьера). Одни из них точно выписаны в нотах, другие по­строены по законам игро­вых стратегий, тщательно разрабатываемых самим композитором.

Приезд Джона Зорна в Москву 29 апреля 2004 года оказался таким же глубоко непредсказуемым, как и лич­ность импровизатора. О воз­можности выступления ком­позитора ходили легенды, но в итоге установилась мрачная аксиома: «Зорн в Россию не приедет никогда». Но, как говорится, никогда не говори никогда. Музы­кант приехал, и приехал не один — в звездный десант во­шли следующие мастера сво­его жанра: Марк Рибо — гита­ра, Джиро Батиста — перкус­сии, Кенни Уоллесен — бара­баны, Джеми Зафт — клавиш­ник, Тревор Дунн — бас-гита­ра. Билеты на Electric Masada по своей стоимости варьи­ровали от 20 до 800у.е.

Концерт удался! Его про­грамму составили пьесы, ох­ватывающие весь период творчества музыканта. Оше­ломляющий эффект на пуб­лику оказал Марк Рибо, кото­рый в течение пяти лет вхо­дил в состав фри-джазовой команды Lounge Lizards, недурно выглядел и клавиш­ных дел мастер Джеми Зафт, некогда проявивший себя в совместных проектах с В- 52’s, Дэйвом Дугласом и все тем же Марком Рибо. Синте­тическая атмосфера, царя­щая на сцене, передалась публике — эйфория была очевидна!

Джон Зорн — неоспори­мый передовик авангарда, в жанровых вариациях ему нет равных. В своем творче­стве он прошел увлекатель­ный путь от неоакадемической музыки до посг-панка и джаз-рок импровизаций. Ус­пешно проникая в суть каж­дого музыкального направ­ления, он — непревзойден­ный мастер неореализма.

***

Путеводитель по альбомам\проектам от dcdnet.ru в котором условно сгруппированы основные концептуальные/стилистические серии работ Зорна. Помимо отмеченных «серий», дискография содержит большое количество сольных работ и альбомов, записанных в сотрудничестве с другими музыкантами.

Game Pieces. Ранний авангард. Серия импровизационных сессий, в которых Зорн «дирижирует» двумя командами музыкантов, указывая, кому когда вступать и как долго играть, а исполнители сами импровизируют на заданную тему.

Lacrosse (1977)
Hockey (1980)
Pool (1980)
Archery (1981)
Xu Feng (2000)
Cobra (2001)
Cobra: Tokyo Operations ’94 (1995)
Cobra: Game Pieces, Vol. 2 (2002)
Cobra (Live at The Knitting Factory) (1992)

*

Авант-трибьюты. Марсианский вестерн по мотивам произведений Эннио Моррикконе (также входит в условную серию радиоколлажей, см. ниже) и мега-фри-джаз в кубе — конспект-шпаргалка музыкальных тем Орнетта Коулмена, великого революционера джаза.

The Big Gundown: The Music of Ennio Morricone (1986)
The Big Gundown: The Music Of Ennio Morricone [2000 Remaster, with bonus tracks] (1986)
Spy vs. Spy: The Music of Ornette Coleman (1989)

*

Радио-коллажи. ~Кошмарный сон Орсона Уэллса. Воображаемые радиопостановки: нуар-аудиоспектакли, переосмысливающие произведения Микки Спиллейна и Жан-Люка Годара. Представляют собой нарезку музыки (jazz: free-jazz, hard-bop, cool), нарратива и звуковых эффектов. Отличное шоу. Зорн демонстрирует здесь т.наз. «карточное композиторство», при котором произведение складывается, как пасьянс, из тематически разнородных идей, записанных на отдельных карточках и смешанных в единый концепт.

Spillane (1986)
The Bribe (1998)
Godard/Spillane (1999)

*

Прочие импровизационные сотрудничества. Всякий-разный креативно-авангардный околоджаз

Naked City — John Zorn (alto), Bill Frisell (guitar), Fred Frith (bass), Joey Baron (drums), Wayne Horvitz (keyboards), Yamatsuka Eye (vocals)

Jazzcore. Прорыв в экспериментальной музыке. Смешение несмешиваемого ранее: джаз, хардкор, эмбиент, фьюжн в одном флаконе. Дурдом на радио. И жёстко, и смешно. Mix-Not-Stir.

John Zorn’s Emergency. John Zorn (alto), John Medeski (keyboards), Marc Ribot (guitar), Kenny Wollesen (drums), Ben Perowsky (drums), Cyro Baptista (percussion), DJ Logic (turntables)

Jam-band, облегчённая версия Electric Masada/Naked City с джаз-фьюжновым уклоном.

Electric Masada — John Zorn (alto sax), Marc Ribot (guitar), Trevor Dunn (bass), Jamie Saft (keyb), Ikue Mori (laptop programming), Cyro Baptista (percussion), Joey Baron (drums), Kenny Wollesen (drums)

Радикальное смешение в стиле авангард/джаз-кор нескольких идей Зорна:

— Masada: клезмер-фри-джазовый материал этого квартета лег в основу репертуара,
— Emergency!: квартет в духе jam-band с электроорганом Джона Медески, гитарой Марка Рибо, барабанами и самим Зорном на саксофоне,
— Game Pieces: импровизационные сессии-игры.

Сам Зорн безусловно руководит процессом, но музыкальной свободы, уходов от заданных тем и «тяжёлых» импровизаций там очень много; плюс «убойный» звук. Ещё бы: трое из восьми музыкантов – барабанщики!

The Dreamers — John Zorn (direction, saxophone), Marc Ribot (guitar), Jamie Saft (piano, organ), Trevor Dunn (bass), Kenny Wollesen (vibraphone), Joey Baron (drums), Cyro Baptista (percussion)

Самый «простой» состав изо всех Зорновских проектов. Спокойный, расслабленый джаз, немного сёрфа, лёгкая импровизация солирующих инструментов.

Moonchild — Mike Patton (voice), Trevor Dunn (bass), Joey Baron (drums)

 Истеричный и шумный концептуальный проект.
Зорн выступает в роли композитора. Начиная с третьего альбома, трио расширяется: Ikue Mori (3), Jamie Saft (3), Marc Ribot (4, 5), John Zorn (3, 4, 5).

PainKiller. John Zorn (saxophone), Bill Laswell (bass), Mick Harris (drums). Авант-нойз

Hemophiliac — John Zorn (alto saxophone), Ikue Mori (laptop electronics), Mike Patton (voice). Авангард, Ужас и Некрофилия

Music Romance. Непростая экспериментальная музыка, за исключением расслабленно-спокойного джазово-сёрфового «The Gift».

Music Romance, Vol.1: Music for Children (1998)
Music Romance, Vol.2: Taboo & Exile (1999)
Music Romance, Vol.3: The Gift (2001)
Music Romance, Vol.4: IAO — Music In Sacred Light (2002)

Мистично-эмбиентный, эклектичный, стилистически близкий к серии Music Romance, но конструктивно продолжающий линию Card Games («карточных композиций»). Раскрывает тему «Женщина в Искусстве». Femina (2009)

Filmworks. Музыка к фильмам. Широкий разброс жанров: эмбиентные саундтреки и авангардные эксперименты, джаз и камерная классическая музыка.

• красивая гармоничная камерная музыка
Filmworks VIII: 1997 (1998)
Filmworks XI: Vol.1 — Secret Lives (Under the wing) (2002)
Filmworks XIX: The Rain Horse (2008)
Filmworks XX: Sholem Aleichem (2008)
FilmWorks XXV: City Of Slaughter, Schmatta, Beyond The Infinite (2013) (ф-но соло)

• джаз
Filmworks XIII: Invitation to a Suicide (2002)
Filmworks XIV: Hiding and Seeking (2003)
Filmworks XVIII: The Treatment (2006)
Filmworks XXIII: El General (2009)
Filmworks XXIV: The Nobel Prizewinner (2010)

• экспериментальная музыка
Filmworks XXII: The Last Supper (2008)

*

Chamber Music. Непростая современная классическая камерная музыка на стыке с авангардом. Для подготовленных слушателей. Начиная с 1972 года, Зорн писал музыку для самых разных составов с самым разным набором инструментов. Тут есть даже список произведений с годами, когда они сочинялись. Записывалось все в другие годы, а издавались — в третьи.

Redbird (1995)
Kristallnacht (1995)
The Book of Heads (1995)
Duras: Duchamp (1997)
Angelus Novus (1998)
Aporias: Requia For Piano And Orchestra (1998)
The String Quartets (1999)
Cartoon S&M [2CD] (2000)
Madness, Love And Mysticism (2001)
Songs from the Hermetic Theatre (2001)
Chimeras (2003)
Chimeras [2010 Remaster] (2003)
Magick (2004)
Mysterium (2005)
Rituals (2005)
Jewish String Quartets (2006)
From Silence to Sorcery (2007)
The Satyr’s Play / Cerberus (2011)
What Thou Wilt (2010)

*

The Circle Maker . Современная классика (трио) и камерный джаз (секстет), приправленные еврейскими мотивами.
*введение в Radical Jewish Culture, a must-have

The Circle Maker: Zevulun (1998) (Bar Kokhba)
The Circle Maker: Issachar (1998) (Masada String Trio)
Bar Kokhba [2CD] (1996) (Bar Kokhba)

Great Jewish Music. Серия посвящений великим еврейским композиторам в современном переосмыслении: классный джаз [только Болан — эксперименты], большое количество именитых (всё тех же) музыкантов. *де-факто — введение в Tzadik, кузница креатива, a must-have

Great Jewish Music: Serge Gainsbourg (1997)
Great Jewish Music: Burt Bacharach, CD1 (1997)
Great Jewish Music: Burt Bacharach, CD2 (1997)
Great Jewish Music: Marc Bolan (1998)
Great Jewish Music: Sasha Argov (2003)
Great Jewish Music: Jacob do Bandolim (2004)

*

Masada — John Zorn (saxophone), Dave Douglas (trumpet), Greg Cohen (bass), Joey Baron (drums). Free-jazz a-la «Ornette Coleman meets klezmer». Наиболее известный проект Зорна, названный в честь древней еврейской крепости, символа национального героизма еврейского народа. В основе творчества этого джазового квартета лежат традиционные еврейские мотивы в радикальном фри-джазовом исполнении: от проникновенно-лиричного до безумно-истеричного. Первое выступление квартета состоялось 12 сентября 1993 года (Knitting Factory), последнее официальное — 10 марта 2007 года (Lincoln Center). Основа дискографии Масады — сессионные записи десяти альбомов (1994-1997), названных по буквам алфавита, от Alef до Yod. Дополняют их альтернативные варианты и концертные выступления. Для первого знакомства рекомендуется Unofficial Guide To Masada [Sampler] (2008) и далее — Sanhedrin: Unreleased Studio Recordings [CD 1] (2005).

Masada 10th Anniversary Edition. Серия юбилейных «креативно переосмысленных» исполнений репертуара Masada в различных стилях: рок, джаз, электроника, современная классическая музыка. Играют именитые музыканты нью-йоркского даунтауна (New York Downtown Scene) и резиденты зорновской студии звукозаписи Tzadik Records.

Masada Anniversary Edition, Vol.1: Masada Guitars (2003) (Bill Frisell, Marc Ribot, Tim Sparks)
Masada Anniversary Edition, Vol.2: Voices in The Wilderness (2003) (Various Artists)
Masada Anniversary Edition, Vol.3: The Unknown Masada (2003) (Various Artists)
Masada Anniversary Edition, Vol.4: Masada Recital (2004) (Mark Feldman, Sylvie Courvoisier)
Masada Anniversary Edition, Vol.5: Masada Rock (2005) (Rashanim, feat. Marc Ribot)

50th Birthday Celebration. Записи концертов различных исполнителей, состоявшихся в честь празднования 50-летия Джона Зорна. Большая часть традиционна для этих составов.

50th Birthday Celebration, Vol. 1 (2004) (Masada String Trio)
50th Birthday Celebration, Vol. 2 (2004) (Milford Graves / John Zorn)
50th Birthday Celebration, Vol. 3: Locus Solus (2004) (Locus Solus)
50th Birthday Celebration, Vol. 4 (2004) (Electric Masada)
50th Birthday Celebration, Vol. 5 (2005) (John Zorn, Fred Frith)
50th Birthday Celebration, Vol. 6 (2004) (Hemophiliac)
50th Birthday Celebration, Vol. 7 (2004) (Masada)
50th Birthday Celebration, Vol. 8 (2004) (Wadada Leo Smith, Susie Ibarra, John Zorn)
50th Birthday Celebration, Vol. 9: The Classic Guide To Strategy Volume Three (2004) (John Zorn)
50th Birthday Celebration, Vol. 10 (2005) (John Zorn, Yamataka Eye)
50th Birthday Celebration, Vol. 11 [1/3] (2003) (Bar Kokhba Sextet)
50th Birthday Celebration, Vol. 11 [2/3] (2003) (Bar Kokhba Sextet)
50th Birthday Celebration, Vol. 11 [3/3] (2003) (Bar Kokhba Sextet)
50th Birthday Celebration, Vol. 12 (2005) (Painkiller)

*

Book of Angels. Серия инструментальных пьес с подзаголовком Masada Songbook, Vol.2, написанных Зорном для проекта Masada (всего около 300 шт). Объединяющая тема: мифология. Все альбомы названы именами Ангелов и призваны расширять интерес к древнееврейской культуре. Материал пишется под определённых «фирменных» исполнителей лэйбла Tzadik. Вся музыка серии по-разнообразому замечательная — нежная и мелодичная, экспериментальная и камерная. thomas выделяет части 13 — исполнение произведений Зорна а-капелла, 6 — фортепиано, и 7 — хард-рок на электрогитаре; это как-то неожиданно.

Book Of Angels, Vol. 1: Astaroth (2005) (Jamie Saft Trio)
Book Of Angels, Vol. 2: Azazel (2005) (Masada String Trio)
Book Of Angels, Vol. 3: Malphas (2006) (Mark Feldman, Sylvie Courvoisier)
Book of Angels, Vol. 4: Orobas (2006) (Koby Israelite)
Book Of Angels, Vol. 5: Balan (2006) (The Cracow Klezmer Band)
Book of Angels, Vol. 6: Moloch (2006) (Uri Caine)
Book of Angels, Vol. 7: Asmodeus (2007) (Marc Ribot)
Book of Angels, Vol. 8: Volac (2007) (Erik Friedlander)
Book of Angels, Vol. 9: Xaphan (2008) (Secret Chiefs 3)
Book Of Angels, Vol. 10: Lucifer (2008) (Bar Kokhba)
Book Of Angels, Vol. 11: Zaebos (2008) (Medeski Martin & Wood)
Book Of Angels, Vol. 12: Stolas (2009) (Masada Quintet, feat. Joe Lovano)
Book of Angels, Vol. 13: Mycale (2010) (Ayelet Rose Gottlieb, Basya Schechter, Malika Zarra, Sofia Rei Koutsovitis)
Book of Angels, Vol. 14: Ipos (2010) (The Dreamers)
Book Of Angels, Vol. 15: Baal (2010) (Ben Goldberg Quartet)
Book of Angels, Vol. 16: Haborym (2010) (Masada String Trio)
Book Of Angels, Vol. 17: Caym (2011) (Cyro Baptista)
Book Of Angels, Vol. 18: Pruflas (2012) (David Krakauer)
Book of Angels, Vol. 19: Abraxas (2012) (Shanir Ezra Blumenkranz)
Book of Angels, Vol. 20: Tap (2013) (Pat Metheny)

*

John Zorn’s Week in Paris (2008) . Фестивали проектов Джона Зорна в 2000-е годы проходят в разных местах.
Один из таких фестивалей был задокументирован в виде серии бутлегов (Париж, 23-27 июня 2008 года).

John Zorn’s Week In Paris (June 23rd): Necrophiliac / Painkiller (Cité De La Musique) (2008)
John Zorn’s Week In Paris (June 24th): The Dreamers (Cité De La Musique) (2008)
John Zorn’s Week In Paris (June 25th): Essential Cinema / Electric Masada (Cité De La Musique) (2008)
John Zorn’s Week In Paris (June 26th): Masada Night (Salle Pleyel), 1st set — Masada String Trio (2008)
John Zorn’s Week In Paris (June 26th): Masada Night (Salle Pleyel), 2nd set — Bar Kokhba (2008)
John Zorn’s Week In Paris (June 26th): Masada Night (Salle Pleyel), 3rd set — Masada (2008)
John Zorn’s Week In Paris (June 27th): Magick (Cité de la Musique) (2008)

Аналогичный фестиваль 2007 года задокументирован здесь:

Auditorium Parco della Musica, Rome, June 27, 2007 (2007) [Electric Masada]
Auditorium Parco della Musica, Rome, June 27, 2007 (2007) [Masada String Trio]
Moloch: Live In Rome (2007) [Uri Caine]

*

*Special Issue: Зорн с человеческим лицом. В основном, спокойная и почти расслабленная музыка «для самых маленьких» :)

Music Romance, Vol.3: The Gift (2001)
The Dreamers (2008)
Alhambra Love Songs (2009)
O’o (2009)
Book Of Angels, Vol. 12: Stolas (2009)
In Search Of The Miraculous (2010)
The Goddess: Music For The Ancient Of Days (2010)
At the Gates Of Paradise (2011)
A Dreamers Christmas (2011)
The Gnostic Preludes: Music of Splendor (2012)
The Mysteries (2013)
In Lambeth — Visions From The Walled Garden Of William Blake (2013)

Filmworks XI: Vol.1 — Secret Lives (Under the wing) (2002)
Filmworks XIX: The Rain Horse (2008)
Filmworks XX: Sholem Aleichem (2008)
Filmworks XXI: Belle de Nature/The New Rijksmuseum (2008)
Filmworks XXII: The Last Supper (2008)
Filmworks XXIII: El General (2009)
Filmworks XXIV: The Nobel Prizewinner (2010)
FilmWorks XXV: City Of Slaughter, Schmatta, Beyond The Infinite (2013)

*

Дополнительные материалы

Wiki (англ.). • Структурированная дискография (wiki) по разделам. • Радикальная еврейская культура Джона Зорина. • Занимательная Тцадикология—  в колонке справа — описания зорновских альбомов (франц.), зачастую — со ссылками на скачивание! Занимательная МАСАДАлогия. Сводная таблица композиций «Масады» с сортировкой по альбомам/годам/выступлениям/составам.. и много всяких около.. -ссылок.  • Биография/дискография JZ — Структурированная информация по разделам. Познавательно. Англ. The John Zorn Mailing List  — Вопросы и ответы по творчеству JZ (англ.)

john_zorn_-_%d0%bf%d0%be%d0%b8%d1%81%d0%ba_%d0%b2_google_-_2016-09-26_16-16-10

***

Main article: John Zorn discography

Ссылки

Музыка радикальной еврейской культуры
Рекорд-лейбл «Цадик»
Неполная дискография Зорна
Art of the States: John Zorn
Биография и дискография
Джон ЗОРН: монолог музыканта
неофициальный сайт Джона Зорна
Деконструкция в музыке

One response

  1. поскольку в году 365 дней а Зорину уже столько лет, что намного меньше альбомов, оставлю тут ссылку на папку из пяти альбомов от двух его серий:

    Music Romance series

    The Dreamers

    press here: ▄▄▄▄▄▄▄▄▄
    (пар — svyazalamuzyka)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s