Terry Riley

Стандартный

Terry Riley —  родившийся 24 июня 1935 года в американском городе Колфаксе под именем Terrence Mitchell Riley, — композитор и музыкант, основатель направления минимализма (minimalism) и школы Western classical music, —  творчество которого формировалось под влиянием джаза и индийской классической музыки (Indian classical music). Получил статус классика при жизни, о чем свидетельствую многочисленные статьи, обзоры и реминисценции во всех сферах искусств. Так, навскидку (хоть я и не знаю, кто такой этот прокофьев, хоть петя ему и волк) газета «Известия» написала о нем — «Величайший композитор и пианист со времен Прокофьева«, а «Sunday Times» — назвала его «один из 1000 главных творцов 20-ого столетия«)

Terry Riley_

Вот такое от тети Вики: «Терри Райли родился в Колфаксе, США. Получал образование в колледже Шаста (англ. Shasta College), Университете штата в Сан-Франциско и в Консерватории Сан-Франциско, затем получил степень Магистра искусств в Калифорниском Университете в Беркли, США. Принимал участие в работе экспериментального Центра Пленочной музыки в Сан-Франциско (англ. San Francisco Tape Music Center), работая вместе с Мортоном Саботником, Стивом Райхом, Полин Оливерос и Реймоном Сендером. Однако, самое большое влияние оказал на него Пандит Пран Нат (англ. Pandit Pran Nath), мастер классического индийского пения. Во время учебы у последнего, Райли неоднократно путешествовал по Индии, чтобы учиться играть и аккомпанировать на табле, тамбуре и учиться пению. В 1960-ые он также много путешествовал по Европе, подрабатывая тапером и изучая различные музыкальные направления. С 1971 преподавал индийскую классическую музыку в Миллс-колледже (англ. Mills College), Институте искусств Калифорнии [California Institute of Arts], Нью-Дели. В 2007 Райли получил степень почетного доктора музыки в Университете Чапмэна (англ. Chapman University). В 1960-х Райли давал свои известные «всенощные концерты», в которых исполняет преимущественно импровизации, с вечера и до рассвета, используя старую фисгармонию и подключенный к ней пылесос, чтобы не качать меха педалями, а также саксофон. Когда, после часов игры, ему требовался перерыв, он включал фрагменты записи саксофона с дилэем. Райли давал такие концерты несколько лет подряд. Зрители посещали их семьями, принося с собой складные стулья и спальные мешки. Райли упоминает Джона Кейджа и «действительно выдающиеся камерные ансамбли Джона Колтрейна и Майлса Дэйвиса, Чарльза Мингуса, Билла Эванса и Джил Эванс» как оказавшие влияние на его творчество, что свидетельсвует о совокупном влиянии на его творчество музыки Востока, западного авангарда и джаза. Многолетнее сотрудничество с Кронос-квартет началось, когда Райли познакомился с основателем Кронос-квартет Дэвидом Харрингтоном (англ. David Harrington) в Миллс Колледж (англ. Mills College). За свою карьеру Райли написал для Кронос-квартет 13 струнных квартетов, помимо других своих работ. Свое первое сочинение для оркестра, «Jade Palace», Райли написал в 1991, и впоследствии написал на заказ еще несколько сочинений для оркестра. В настоящее время Райли выступает и преподает и как сольный исполнитель на фортепиано, и как певец индийской раги. В мае 2011 он был приглашен группой Animal Collective выступить на фестивале «Все вечеринки завтрашнего дня» (англ. All Tomorrow’s Parties). У Терри Райли есть сын, Джиан, который играет на гитаре.

Terry+Riley+3

музыкальный стиль

Его раннее творчество находилось под влиянием Карлхайнца Штокхаузена, но после первого знакомства с Ла Монти, в чьем Театре Вечной Музыки (англ. Theatre of Eternal Music) он играл позднее в 1965-66, его стиль поменялся. «Струнный квартет» (англ. The String Quartet) (1960) стало первой работой уже в новом стиле; позже последовало струнное трио, где он впервые использовал цикличные короткие музыкальные фразы, которыми теперь известен минимализм. В 1950-х он уже работал с «пленочными петлями» (англ. tape loops), тогда еще новой технологией, и в дальнейшем не переставал работать с магнитной лентой для создания музыкальных эффектов как в студии, так и в живых выступлениях. В ранней его «пленочной» пьесе «The Gift» («Дар», 1963) звучит труба Чета Бейкера. Сочинял он и пьесы в натуральном строе, и микротональные пьесы. Кроме совместной работы с Кронос-квартет, Терри Райли в разное время сотрудничал с Rova Saxophone Quartet, Полин Оливерос (англ. Pauline Oliveros) и ARTE Quartett. Творчество и многочисленные идеи Терри Райли оказали влияние на многих других музыкантов, в том числе Джона Адамса, Брайана Ино, Роберта Фриппа, Филиппа Гласса, Майка Олдфилда, Фредерика Ржевски (англ. Frederic Rzewski), группы Tangerine Dream и The Who.

Terry+Riley+2

описания двух (из многих) его интересных пластинок:

In C (1964) — Музыку Райли отличает импровизация последовательностями музыкальных фраз различной длины. Так, например, пьеса «In C» (1964), идея которой родилась у него в Сан-Франциско, в автобусе по пути на работу, состоит из 53 отдельных частей (фраз), в большинстве своем равных одному такту, каждая из которых содержит свой музыкальный рисунок, но каждая, как следует из названия, играется «в тоне до». Один из исполнителей, задавая темп, отвечает за ровную пульсацию ноты «до» на клавиатуре фортепиано. Остальные музыканты, количество которых, как и количество инструментов, намеренно не оговаривается, играют вышеописанные музыкальные последовательности, следуя разве что скупым примечаниям к тексту. Исполняемые одна за другой, 53 фразы накладываются, сливаются и перекликаются по ходу исполнения произведения. Впервые «In C» было исполнено Стивом Райхом, Джоном Гибсоном, Полин Оливерос и Мортоном Саботником. Изданная в 1968 на лейбле Columbia Records, «In C» стала фундаментом, на котором был построен минимализм в музыке.

Terry Riley — In C at Discogs

Самое, вероятно, знаменитое произведение Райли. Оно же — начало минимализма. Нотная запись занимает всего одну страницу. Звучать может бесконечно долго. Говорят (слышал по радио рассуждения специально обученного человека), оптимальное время звучания — около 40 минут. Количество музыкантов тоже ничем не ограничено. Сам Райли писал, что оптимальное количество музыкантов — 35, но если их больше или меньше — тоже нестрашно. скачать тут — zippyshare.com, а лучшетут —  rutracker.org

и вот такой отрывок авторства Петра Поспелова, из статьи «Минимализм и репетитивная техника» в издании «Советская Музыка», 1992 года: «Первым произведением, последовательно созданным репетитивным методом (и ставшим одним из «классических» образцов американского авангарда), было «In C» калифорнийского композитора Терри Райли. Его исполнительский состав может быть любым (в авторской записи он включает около 12 — 15 музыкантов, преимущественно духовиков и ударников, но есть также запись варианта для 6 фортепиано). Партитуры нет: есть одноголосная партия, общая для всех исполнителей (лишь фортепиано непрерывно играет «Pulse» восьмыми нотами на звуке C в верхнем регистре). Нотный текст представляет собой последовательность из 53 неодинаковых по длине мелодических сегментов. Их нельзя назвать мотивами, так как полностью отсутствуют приемы мотивного развития и разработка. Исполнители вступают поочередно. Первый из них некоторое время повторяет первый сегмент, пока его один за другим не начнут играть все или большинство других инструментов. Тогда он переходит ко второму и повторяет его таким же образом. Другие музыканты по очереди также переходят ко второму сегменту, тогда как остальные еще продолжают играть первый. Затем и они начинают играть второй сегмент, в то время как прежде начавшие играют уже третий или четвертый. Музыкальная ткань постепенно и незаметно обновляется. В середине пьесы может звучать одновременно несколько соседних по порядковым номерам сегментов. Поскольку почти все мелодические фигуры содержат явные или подразумеваемые тональные устои, пьеса имеет в целом некий «тональный план». Она начинается в до мажоре, в

какой-то момент среди до мажора появляется фа диез. Некоторое время фа и фа диез наслаиваются друг на друга. Вследствие того, что все большее число музыкантов проходит от сегмента 12 (явно до мажор) через сегменты 13 — 17 (непонятно что) к сегменту 18 (явно ми минор), возникает тональное поле ми минора. Из ми минора пьеса путешествует в соль мажор и оканчивается в соль миноре. Смена тональностей происходит без малейшего подобия модуляций, без выражения тональных функций: все и всегда остается тоникой. Одно тональное поле плавно вытекает из другого (как перетекают друг в друга пейзажи за окном поезда), при этом на протяжении пьесы иногда возникают «смешанные» поля. Если музыканты опытны и хорошо слышат друг друга, образуется модальная панорама, в которой наплывами выступают различные тембровые группы и структурные комплексы. Таким образом (через 40–50 минут) все исполнители приходят к последнему, 53-ему, сегменту и один за другим выключаются.

В «In C» слушатель вовлекается в постепенно развертывающийся процесс, который протекает в границах статической формы, не стремясь привести к новому смысловому качеству. «Постепенный процесс» — одно из основных достижений репетитивного метода. Если характер европейской процессуальности, основанной на развитии, был сродни движению человеческой эмоции, этапам внутренней жизни, то в американском минимализме он соответствует постоянным и постепенным процессам, протекающим в природе, космосе или же в индустриальном мире: круговороту воды, смене прилива и отлива, ходу планет, движению стрелки часов, перемене фаз в работе механизмов. Некоторые сравнивали прослушивание «In C» Терри Райли с наблюдением над пауком, медленно плетущим свою сеть (которую другой паук с другого конца столь же медленно расплетает, добавим мы). Минималистическая процессуальность не имеет ничего общего с европейским «развитием» и его «финальной» логикой. Она отторгает формулу «от — через к», ей более свойственно «всегда в».» конец цитаты

***

A Rainbow in Curved Air (1967) — Известный электронный альбом «A Rainbow in Curved Air» (записан в 1967–1968 гг., выпущен в 1969), вдохновлял многие из более поздних произведений электронной музыки, включая синтезаторные партии Пита Таундсена в песнях «Baba O’Riley» и «Won’t Get Fooled Again» группы The Who, которые впоследствии были посвящены Терри Райли и Мехер Бабе, а также композицию «Tubular Bells» (1973) Майка Олдфилда. Используя эффект «наложения» (англ. overdubbing), в заглавной пьесе Райли использует электроорган, электроклавесин, дарбуку и тамбурин. Начинаясь с минималистического гудения, композиция быстро развивается в захватывающую сложную игру музыкальных фраз и рисунков. Во второй пьесе альбома, «Poppy Nogood and the Phantom Band», Райли играет на саксофоне-сопрано. Альбом оказал значительное влияние на становление минималистической музыки, развитие эмбиента, прогрессивного рока, нью-эйджа, предшествовал электронному джаз-фьюжну Майлса Дейвиса, Херби Хэнкока и других. Заглавная композиция альбома звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto IV (радиостанция The Journey). Частично музыка с альбома была использована в радиопостановке «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса на радио BBC Radio 4.

Terry Riley — A Rainbow In Curved Air (Vinyl, LP, Album) at Discogs

01. A Rainbow In Curved Air – 18:37
02. Poppy Nogood And The Phantom Band – 21:38

Классическое сочинение Райли. Дико красивое. (Последующие создатели эмбиента, наверно, много и усердно его слушали. Получалось у них хуже). Написано в 1969 году. Импровизирует на общем фоне сам маэстро. скачать — narod.ru

***

 дуэт Терри и Стефано из «нулевых»

Terry Riley . Stefano Scodanibbio — Diamond Fiddle Language  (2005)

01 diamond fiddle language I 14:50
02 tritono 12:36
03 diamond fiddle language II 27:01

Terry Riley — sinthesizers, stimme/voice
Stefano Scodanibbio — kontrabass/double bass

скачать  .mediafire.com

***

Terry_Riley

и такой вот поющий Терри:

Terry Riley — Songs For The Ten Voices Of The Two Prophets (1983)

Recorded in concert on May 10, 1982 at Amerika-Haus in Munich. Recorded digitally on Sony PCM-100 and PCM-1610 equipment. Vocals, Synthesizer, Composed By – Terry Riley . скачать — .mediafire.com

***

Terry RILEY

еще из врунета: «Пионер минимализма Терри Райли является одним из самых революционных композиторов послевоенной эры. В 1964 году он написал свое самое известное произведение IN C, которое стало знаковым и обеспечило появление новой музыкальной формы, основанной на постоянно повторяющихся музыкальных фрагментах. Это изменило музыкальный курс 20-ого столетия и оказало влияние на работы таких известных композиторов, как Стив Райх (Steve Reich), Филип Гласс (Philip Glass) и Джон Адамс (John Adams), творчество групп The Who, Soft Machine, Tangerine Dream, Curved Air и многих других. Гипнотизирующие, многослойные, полиметрические, блестяще аранжированные инструментованные, приправленные восточными элементами импровизации подготовили почву для широкого интереса публики к Новой Тональности. Терри Райли родился 24 июня 1935 в Colfax, Калифорния, начал выступать с сольными фортепьянными концертами в 1950-е. Под влиянием Джона Колтрэйна и Джона Кейджа он занялся исследованием открытой импровизации и авангарда, и в 1960 написал Mescalin Mix, музыкальную пьесу, состоящую из закольцованных магнитофонных пленок с записанными разнообразными шумами. К началу 60-ых Райли регулярно устраивал продолжительные сольные выступления, начинающиеся в 22:00 и продолжающиеся до восхода солнца, которые явились очевидными предшественниками ночных рэйвов, появившихся десятилетия спустя. После окончания Беркли в 1961 его следующей главной работой была Music for the Gift (1963). Так называемый ‘loop-эффект’ возбудил интерес Райли к повторению как средству музыкального выражения, и в 1964 он закончил свою самую известную минималистскую работу IN C. В это же время он учился играть на саксофоне, используя инструмент в своих так называемых ‘ночных полетах’; эти грандиозные импровизационные перформансы стали основанием для записи альбомов Poppy Nogood and the Phantom Band (1968) и A Rainbow in Curved Air (1969). В 1970 Райли совершил первую из многих поездок в Индию, чтобы учиться у мастера вокала Прана Ната, с которым он часто выступал в последующие годы; а сотрудничество с Джоном Кэйлом (John Cale) привело к созданию в 1971 альбома Church of Anthrax, который широко известен не только среди знатоков экспериментальной музыки. Преподавая в Колледже Mills в Окленде в 70-ых, Терри оказывал поддержку Дэвиду Харрингтону (David Harrington), основателю и лидеру Kronos Quartet, и это явилось началом долговременного сотрудничества, в результате которого появились 13 струнных квартетов, квинтет Crows Rosary, концерт для струнного квартета The Sands, а также мультимедийная пьеса Sun rings (2003) для хора, визуальных образов и космических звуков. Другая совместная работа Райли и Kronos Quartet Salome Dances for Peace (1989) была названа журналом USA Today классическим альбомом года №1 и даже номинирована на премию Грэмми. В 1992 Терри Райли создал маленькую театральную компанию Travelling-Avantt-Gaard, чтобы исполнять камерную оперу Святой Адольф Ринг (The Saint Adolf Ring), основанную на божественно безумных рисунках, поэзии, письмах и математических вычислениях Адольфа Уэлфли (Adolf Woelfli), швейцарского художника 20-ого столетия, который страдал от шизофрении. Новое тысячелетие началось с турне новой группы Терри Райли All Stars, в которой играли Джордж Брукс (George Brooks, саксофоны), Трейси Силверман (Tracy Silverman, скрипка и 6-струнная виола), Гайян Райли (Gyan Riley, гитара) и Стефано Скоданиббьо (Stefano Scodanibbio, контрабас). В мае 2000 Терри первый раз посетил Россию с сольными фортепьянными концертами, выступив на Фестивале Сергея Курехина в Санкт-Петербурге, в Московской Консерватории и в Культурном центре Дом. Газета ‘Известия’ писала, что ‘Терри Райли является величайшим композитором и пианистом со времен Прокофьева’, а лондонская Sunday Times назвала его одним из 1000 главных творцов 20-ого столетия.»

Portrait of Terry RILEY.

d3cf1b7ce812f3b20f85b215203bf602

***

Discography

1963: Music for The Gift
1964: In C
1965: Reed Streams
1969: A Rainbow in Curved Air
1970: Church of Anthrax, with John Cale
1972: Persian Surgery Dervishes
1975: Descending Moonshine Dervishes, Kuckucku Records
1978: Shri Camel for solo electronic organ tuned in just intonation and modified by digital delay
1984: Terry Riley: Cadenza on the Night Plain, a collaboration with the Kronos Quartet
1985: No Man’s Land
1986: The Harp of New Albion, for piano tuned in just intonation
1987: Chanting the Light of Foresight, with Rova Saxophone Quartet in just intonation
1989: Salome Dances for Peace for the Kronos Quartet
1998: Piano Music of John Adams and Terry Riley, performed by Gloria Cheng
2002: Sun Rings for the Kronos Quartet
2004: The Cusp of Magic, with the Kronos Quartet, composed for his seventieth birthday, an ode to the rite of Midsummer Eve
2007: Les Yeux Fermes & Lifespan, for solo electric organ; two soundtracks
2008: Banana Humberto, piano concerto with Paul Dresher Ensemble
2008: The Last Camel in Paris, live solo electric organ performance in Paris, 1978
2010: Two Early Works, the first-ever recordings of two of Riley’s early compositions, performed by the Calder Quartet
2012: Aleph

External links

Official home page
Terry Riley page on Allmusic
Terry Riley discography at Discogs
Terry Riley page on Ubu Web (audio and video)
Davidson, Robert. «Short Biography of Terry Riley.» 1999.
Elision Fields, Riley’s management and CD label
A Concert in Honor of Terry Riley on his 50th Birthday, featuring the Kronos Quartet.
Epitonic.com: Terry Riley featuring tracks from The Book of Abbeyozzud and The Light of Foresight (with Rova)
Art of the States: Terry Riley In C (1964)
Free scores by Terry Riley at the International Music Score Library Project

One response

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s