Siouxsie And The Banshees

Стандартный

Siouxsie and the Banshees — британская рок-группа, образованная в 1976 году в Лондоне, Англия, вокалисткой Сьюзи Сью и бас-гитаристом Стивом Северином, которые на протяжении всей истории коллектива оставались единственными его постоянными участниками. Этот текст из русской википедии, я и продолжаю:

Siouxsie and the Banshees, первое время ассоциировавшиеся с британской панк-сценой, постепенно усложняли свою музыку, вводя в неё элементы готик— и арт-рока, создавая стильную и сложную «разновидность постпанка, наполненного многочисленными ритмическими и звуковыми экспериментами». Siouxsie and the Banshees распались в 1996 году, после чего Сью и Баджи продолжили записываться как The Creatures.

История

Создание группы: 1976—1977

Группа Siouxsie and the Banshees образовалась спонтанно 20 сентября 1976 года, исключительно ради того, чтобы заполнить пустовавшее место в программе «Первого международного панк-фестиваля», организованного Малкольмом Маклареном в лондонском 100 Club. В первый состав вошли участники так называемого «Контингента Бромли»: Сьюзи Сью (наст. имя — Сьюзен Баллион, англ. Susan Ballion), бас-гитарист Стив Северин, гитарист Марко Пиррони и Джон Саймон Ричи (ударные), вскоре получивший известность как Сид Вишес). Квартет исполнил издевательскую 20-минутную версию «Отче наш» (англ. Lord’s Prayer), но существования не прекратил — даже после того, как Вишес перешёл в Sex Pistols, а Пиррони — в Adam and the Ants.

Через два месяца после участия в фестивале Сью и Северин пригласили в состав Кенни Морриса (англ. Kenny Morris}) и гитариста Пита Фентона (Pete Fenton), который покинул группу летом 1977 года и в июле был заменён Джоном Маккеем (англ. John McKay).

Первые записи: 1978—1979

Уже к началу 1978 года группа без труда набирала в Лондоне полные залы, но никак не могла заключить такой контракт, который обеспечивал бы ей достаточный контроль над собственным материалом. «Мы некоторое время тянули время… Но важно было получить контроль и ни одна записывающая компания не хотела подписывать нас на наших условиях», — говорила Сьюзи Сью в интервью NME. На стенах нескольких записывающих компаний появились намалеванные фанатами краской воззвания: «Sign Siouxsie Now!», но это не помогало. Не помогала (как писала «Гардиан») и привычка Сьюзи бросать оскорбительные реплики в микрофон, адресованные работникам отделов A & R. Группу последовательно отвергли Anchor, EMI, RCA, Chrysalis, CBS и Decca. Лишь в июне 1978 года компания Polydor Records, подписав The Jam, предложила группе контракт на три альбома с правом полного контроля над творческой частью продукции. Именно этот документ обеспечил группе долгожительство — в год, когда одна за другой панк-группы стали стремительно распадаться.

В ноябре 1978 года Siouxsie and the Banshees выпустили дебютный альбом The Scream. Ник Кент в NME назвал звучание альбома «уникальным», найдя ближайшее сравнение — «где-то между Velvet Underground и Саn времён Tago Mago», добавив — «совершенно точно можно сказать, что никогда прежде формат традиционного рок-трио в звуке не использовалось со столь ошеломляющими результатами». Питер Сильвертон в Sounds назвал The Scream лучшим дебютным альбомом года, отметив «остроту и силу» его текстов.

«Поразительно, что группа, стартовавшая столь неубедительно, за каких-то два года приобрела звездный статус — при том, что музыку исполняла крайне мрачную и болезненную… Наиболее полным образом этот первобытный звук воплотился в Scream: здесь есть всё — и ледянящие душу завывания Сьюзи (которая всё ещё не в ладах с нотами), и металлический рев гитары Маккея, и брутальные ритмы Северина-Морриса. Песни невыносимо мрачны, хоть и временами насмешливы («Carcass», битловская «Helter Skelter»)» — Роберт Пэйс, Айра Роббинс, Rolling Stone/Trouser Press

Самый нетипичный для раннего творчества группы трек, «Hong Kong Garden» (в американском варианте альбом открывающий), был выпущен синглом и поднялся в Британии до #7 Сингл получил высокие оценки критиков: рецензент NME назвал его «яркой, выразительной историей, напоминающей обрывочные впечатления гладящего в окно японского поезда… <и> заряженной необычано захватывающим гитарным звуком».

Второй альбом Join Hands (1979) оказался даже в сравнении с первым монотонным и депрессивным; согласно Trouser Press «…заслуживает внимания лишь благодаря тому, что здесь мясницкий Lord’s Prayer был наконец выпущен на винил». Между тем, Джон Сэвидж в Melody Maker дал высокую оценку пластинке, отметив «Poppy Day» (отразившую впечатления от посещения военного кладбища во Фламандии), «Placebo Effect» (с её «потрясающим… гитарным intro» и необычным текстом «клинического» содержания), а также апокалиптическую «Icon».

Всего через два дня после начала промотура, приуроченного к выходу состав покинули Кенни Моррис и Джон Маккей. Они просто оставили на подушках в отеле свои пропуска, выписанные для гастролей, и, ничего остальным не сказав, сели в поезд. Концерт в Абердине открыли The Scars, за ними вышли The Cure, которые играл дольше положенного. Banshees не появлялись. Наконец, на сцену вышла Сьюзи и сказала: «Тут двое студентов арт-колледжа смотались… Если когда-нибудь встретите их, считайте, что я благословила вас на то, чтобы выколотить из них дурь»[6][13]. Сьюзи и Северин продолжали гастроли при поддержке Роберта Смита, фронтмена The Cure и Баджи (ударные, экс-The Slits, Big in Japan), который стал затем постоянным участником группы.

Kaleidoscope, Juju и A Kiss in the Dreamhouse (1980—1982)

Новый состав записал и выпустил сингл «Happy House», за которым последовал третий студийный альбом Kaleidoscope, записанный без постоянного гитариста: в студии работали попеременно Джон Макгиох из Magazine и Стив Джонс (Sex Pistols). Альбом поднялся до #5 в UK Album Charts и ознаменовал стилистический сдвиг, связанный с усложением аранжировок, смягчением звука, использованием индийских инструментов и драм-машины. Песни стали мягче и мелодичнее (хит «Happy House», хиппиозная «Christine»), появились спецэффекты (композиция «Red Light» построена на звуке заряжающейся фотокамеры). Рецензент Melody Maker назвал результат «калейдоскопом звука, образов, новых форм, нового содержания, мелькающих перед глазами». Вскоре после того, как стало ясно, что пластинка имеет коммерческий успех, Макгиох официально вошёл в состав Siouxsie & the Banshees, и группа в ноябре 1980 года дала в Нью-Йорке свои первые американские концерты.

Готовя материал четвёртого студийного альбома, группа изменила подход: каждую из песен отшлифовала на концертах, прежде чем записать её в студии. Последовавший затем Juju (1981) многие критики сочли лучшим в творчестве группы. Пластинка (которая, как говорил Северин, стала «неосознанным концептуальным альбомом», объединившим в себе «самые тёмные элементы») была названа в рецензии Sounds «интригующим, напряжённым… гнетущим» произведением, контрастировавшим с относительно безмятежным материалом третьего альбома. Вокал Сьюзи (как отмечали рецензенты Trouser Press), оформился в «неожиданно тонкий инструмент», а «техническая оснащённость Баджи и Макгиоха позволила наполнить силой и усложнить аранжировки» («Spellbound», «Arabian Knights»). Альбом поднялся до #7 в UK Album Charts.

В ходе последовавшего турне Сьюзи и Баджи втайне от всех сблизились. Именно в эти дни у них возникла идея создать The Creatures, свой побочный проект, который вскоре выпустил дебютный мини-альбом Wild Things. Дуэт выпустил в общей сложности 4 альбома, наиболее успешным из которых остался дебютный «Feast», 1983 года (#14, U.K.).

В том же 1981 году вышел сборник Siouxsie & the Banshees Once Upon a Time, куда вошли все синглы группы, включая прежде в альбомном формате не издававшиеся «Staircase (Mystery)» и «Israel». В американский релиз Arabian Knights EP были включены треки из расширенной версии одноимённого британского сингла плюс бонус.

В A Kiss in a Dreamhouse (1982) группа вернулась к экспериментам, впервые начатым в третьем альбоме: как отмечали критики, стиль её стал превращаться в разновидность арт-попа с многочисленными ответвлениями (нео-боп в «Cocoon», элементы средневековой музыки в «Green Fingers»). Альбом, который Сью называла «sexy album», рецензент Melody Maker назвал «пьянящим» произведением, а Record Mirror — «прекрасной поп-пластинкой» «Обещаю: от этой музыки у вас перехватит дыхание», — такими словами завершил свою рецензию Ричард Кук в NME, отметив, что «не каждая группа способна свой четвертый альбом сделать провокационным, сохранить живой интерес к творчеству и при этом выйти на новые <стилистические> территории».

После выхода A Kiss in a Dreamhouse здоровье Макгиоха ухудшилось: его преследовали проблемы, связанные с алкоголизмом. После промотура в Мадрид он был госпитализирован. Вскоре после этого он из состава был уволен вообще.

1983—1987

В 1983 году участники группы работали, в основном, в сайд-проектах: Сью и Баджи записали первый альбом Creatures, Северин и Смит записались как The Glove, выпустив альбом Blue Sunshine. По настоянию Смита (которому захотелось документировать время проведенное в группе) Banshees записали версию битловской песни «Dear Prudence». Выпущенный в сентябре, сингл поднялся до #3 в UK Singles Chart, стал самым большим хитом группы за всю её историю и способствовал (согласно Trouser Press) рассеянию мрачной ауры вокруг группы. С Робертом Смитом, заменившим Макгиоха сначала в турне, а затем и в студии, выпустила Nocturne, двойной альбом, записанный в Ройал Алберт Холле.

Смит принял участие и в работе над студийным альбом Hyaena (1984). Пластинка, более лёгкая и мелодичная, чем предыдущие, развивала как уже намечавшуюся прежде тенденцию тяготения к джазу («Take Me Back»), так и линию симфо-индастриал (первый трек «Dazzle», в котором Сьюзи, как отметили критики, представила одно из своих лучших вокальных исполнений).

Участие одновременно в двух коллективах стало сказываться на здоровье Смита, и в мае 1984 года он принял решение сосредоточиться на работе с The Cure. В Banshees его заменил Джон Кэрразерс (англ. John Carruthers), гитарист Clock DVA. С Карузерсом группа записала The Thorn EP, аранжировав для оркестра четыре песни своего репертуара. «Сила оркестра идеально складывается с назойливо-настойчивым звучанием самой группы», — писал NME.

В 1985 году группа резко снизила активность, что во многом объяснялось травмой колена, полученной Сьюзи. Критики готовы были уже приписать S&TB к числу «обленившихся ветеранов», но в апреле 1986 года вышел Tinderbox, впервые выведший группу в Billboard 200, во многом благодаря синглу «Cities in Dust», за выпуском которого последовало самое на тот момент продолжительное турне групп по Великобритании.

Кэрразерс, как отмечали специалисты, идеально вписался в состав, обнаружив определенное сходство в стиле игры как со Смитом, так и с Макгиохом. Критики отметили также, что и голос Сьюзи «никогда прежде не был таким тёплым и мелодичным», как в «The Sweetest Chill» «Cannons» и «Cities in Dust». Обозреватель Sounds высоко оценил альбом, отметив, что в новом альбоме группа «вернула в свою художественную палитру самые яркие краски». В американский вариант альбома был включен один ремикс и два внеальбомных трека. Британский CD вышел с пятью бонусами.

Альбом кавер-версий Through the Looking Glass оказался по мнению критиков эклектичным, неровным, но в целом интересным; в качестве лучших отмечались вещи, подвергнутые значительной переработке («The Passenger», «This Wheel’s on Fire», «Hall of Mirrors»). Журнал Mojo особенно высоко оценил версию «Strange Fruit». Вскоре после выхода сборника Кэрразерс покинул состав.

1988—1989

На смену ушедшему участнику пришли гитарист Джон Кляйн (англ. John Klein, экс- Specimen) и клавишник Мартин МакКаррик: новый состав, использовав нетрадиционные для рок-группы инструменты (виолончель, аккордеон), записал Peepshow (# 20 UK Albums Chart, # 68, Billboard 200) — альбом, «технологичный» по форме и легкомысленный по содержанию. Журнал Q дал альбому 5 звезд, заметив, что место ему — «…в той искажённой детской площадке сознания, где маячат самые странные и чудесные силуэты» Сингл из альбома «Peek-a-Boo» (в котором многие отметили элементы хип-хопа) стал первым американским хитом группы.

После турне группа решила взять паузу: Сью и Баджи продолжили работу в Creatures, Северин и Маккарик продолжили сотрудничество дуэтом. Примерно в это время вышли и два Peel Session EP, материал которых был записан в ноябре 1977-го и в феврале 1978 года. Позже их объединили и в новой упаковке выпустили, как в США, так и в Британии отдельным CD как The Peel Sessions. Как отмечала критика, несмотря на то, запись у Джона Пила была сделана задолго до выхода дебютного альбома, группа здесь демонстриует мощное исполнение и сформировавшийся стиль, отмеченный высококлассной вокальной работой и оглушающим драммингом Морриса.

1990-е

В 1991 году, вскоре после свадьбы Сьюзи и Баджи, Siouxsie and the Banshees вернулись в чарты с синглом «Kiss Them for Me», аранжированном со струнными, но отмеченном также и влияниями танцевальной музыки: он поднялся в чартах Биллборда до #23, затем группа выступила на фестивале Lollapalooza и выпустила концептуальный альбом Superstition, который ознаменовал наивысшее достижение группы США (#65, Billboard 200) но в Британии не поднялся выше 25-го места.

Второй сборник группы, Twice Upon a Time (1992, #26 UK), вобрал в себя материал десяти предыдущих лет карьеры группы, начиная (по выражению рецензентов Trouser Press) «с начала конца — 1982 года», когда, примерно после A Kiss in the Dreamhouse музыка группы стала утрачивать остроту.[9] В том же году Siouxsie and the Banshees записали «Face to Face», песню, вошедшую в саундтрек «Бэтмен возвращается».

В 1993 году The Banshees приступили к записи нового материала (основную роль а арнжировках которого также играли струнные), но затем прекратили работу и направились в Европу, где выступили на нескольких фестивалях. По возвращении Джон Кейл завершил студийную работу над оставшимся материалом, и — как продюсер — записал для группы пять треков. Альбом 1995 года The Rapture (#33), 11-минутный заглавный трек которого был записан со струнным квартетом, критики отметили как «элегантный, стильный и зрелый»; обозреватель Melody Maker назвал его «захватывающим, опасным и экзотическим трансконтинентальным путешествием».Однако несмотря на в целом положительную реакцию критики на релиз, уже спустя несколько дней Polydor разорвал с группой контракт.

Перед началом заключительного турне группы 1995 года Клейна заменил гитарист Нокс Чендлер, экс-Psychedelic Furs. В июне Сью предложила Северину распустить группу. «От этого никто уже не получает удовольствия», — таким был её аргумент. Группа Siouxsie & The Banshees распались, дав последний концерт на бельгийском Пляжном фестивале 21 июля 1995 года. Сьюзи и Северин продолжили карьеру в рамках The Creatures. Незадолго до этого а Сьюзи выпустила сингл «Interlude», записанный с Моррисси.

2000-е

В 2002 году Сью, Северин, Баджи и Чендлер собрались вновь, чтобы провести Seven Year Itch Tour, результатом которого явились одноименный концертный альбом 2003 года и DVD.

В том же году вышел бокс-сет Downside Up, куда вошли би-сайды и материал вышедшего из тиража The Thorn EP. «Это группа, которая никогда не наполняла оборотные стороны синглов невысокого качества, бросовым материалом. Скорее, они рассматривали би-сайд как канал выхода самой радикальной, вызывающей работы», — написал рецензент The Times.

В 2006 году Сьюзи Сью подписала сольный контракт с Universal и оформила развод с Баджи. 10 сентября 2007 года вышел первый сольный альбом Сьюзи, записанный продюсерами Стивом Эвансом и Чарли Джонсом.

Также в 2006 году был осуществлен ремастеринг первых четырёх альбомов группы, которые были перевыпущены с бонус-треками. Несколько записей для Джона Пила периода 1978—1986 годов вошли в Voices on the Air: The Peel Sessions, высоко оцененный, в частности, рецензентом Allmusic.

Вторая волна ремастеринг-релизов охватившая 1982—1986 годы, последовала в апреле 2009 года. Сюда вошли 4 перевыпуска, включая A Kiss In The Dreamhouse, который был назван «шедевром» в рецензиях NME и Melody Maker. В июне 2009 года вышел бокс-сет At The BBC с DVD, куда вошли записи всех телевизионных выступлений группы.

Историческое значение

Siouxsie & the Banshees оказали заметное влияние на развитие рок-культуры и на многих музыкантов разнообразных жанров. В частности, группу одним из основных влияний называли лидеры трип-хопа Трикки и Massive Attack. Записав кавер «Tattoo», Трики об оригинальной версии говорил как о вещи, которая помогла ему сформировать собственный индивидуальный стиль. О том, что Massive Attack многим обязаны наследию Siouxsie & the Banshees, рассказывал 3D.

В 1994 году Моррисси говорил, что ни одна из современных групп не может сравниться со Siouxsie and the Banshees, когда те были на вершине.Другой бывший участник The Smiths, Джонни Марр, упоминал Джона Макгиоха как гитариста, повлиявшего на формирование его стиля игры. Вокалистка Garbage Ширли Мэнсон говорила о том, что училась петь, слушая The Scream и Kaleidoscope. «Сегодня отзвуки Banshees я слышу повсюду», — добавляла она. Мэнсон говорила также, что Siouxsie воплотила в себе все, к чему сама она стремилась в юности.

Гитарист Дэйв Наварро из Jane’s Addiction говорил о сходствах своей группы с Banshees: «Тут так много похожих нитей: мелодика, использование звука, отношение, сексапил. Я всегда видел в Jane’s Addiction мужской вариант Siouxsie & the Banshees».

Фронтмен The Cure Роберт Смит в 2003 году заявил: «Siouxsie and The Banshees и Wire — вот группы, которые я обожал. Они много значили». Смит отмечал также, что именно в ходе тура 1979 года (Join Hands) он во многом сформировался как музыкант. «На сцене, в первый же вечер с Banshees, я был потрясен тем, каким сильным я сам себе показался, играя этот вид музыки. Она была совсем непохожа на то, что мы делали с The Cure. До этого я хотел, чтобы мы звучали как Buzzcocks или Элвис Костелло, как панковский вариант The Beatles. Став участником Banshees я совершенно изменил отношение к тому, что делал». В числе других известных групп, говоривших о влиянии Banshees, были Radiohead и U2, предложившие «Christine» для компиляции журнала Mojo. Гитарист группы The Edge преподнес награду журнала Mojo Сьюзи на церемонии 2005 года.

В числе почитателей группы был Джефф Бакли, исполнявший, в частности, «Boomerang», песню The Creatures. Red Hot Chili Peppers играли на концертах собственную версию «Christine», причём гитарист группы Джон Фрушанте упоминал Banshees в числе основных влияний, также как PJ Harvey и Ана Матроник из Scissor Sisters, называвшая Siouxsie & the Banshees своей любимой группой.

Джеймс Мёрфи, лидер LCD Soundsystem говорил, что первые альбомы группы (наряду с ранними релизами The Fall и Birthday Party) произвели на него сильнейшее впечатление в детстве. В 2005 году LCD Soundsystem записали «Slowdive» из альбома A Kiss in the Dreamhouse и поместили трек на обратную сторону сингла «Disco Infiltrator».

siux1

siouxsie_promo-2

p01bqh9p

***

А теперь, отличный рассказ о всех основных альбомах, от моего коллеги  liquid_swan  опубликованных у него в блоге — Записки провинциального хипстера (увы, уже нерабочем).

Кто бы думал, что спонтанно организовавшаяся для первого международного панк-фестиваля группа, и исполнившая на нем 20-минутную издевательскую версию «Lord’s Prayer» останется в памяти более чем на этот концерт, в те времена, когда Юнион Джек стал символом перемен для всего мира, и это — о ужас! — в самой консервативной стране золотого миллиарда. Сьюзи Сиу, появившаяся в нацистской символике на сцене клуба «100″, символизировала приход в панк-рок женского начала, и это начало, в общем-то, неузнаваемо его изменило.

Студийные альбомы

Siouxsie & The Banshees — The Scream (1978)

Заработав репутацию концертами, уже более удачными, и выпустив первый релиз — совершенно нетипичный для панк-музыки, да и вообще для раннего периода группы сингл «Hong Kong Garden», участники Siouxsie & The Banshees запираются в студии для записи дебютного альбома. «The Scream» вышел 13 ноября 1978 г. и произвел неизгладимое впечатление на слушателей и критиков. Стартуя с вампирски-хищного инструментала «Pure», альбом раскрывается, как сундук, полный опасных и красивых вещей. Лейтмотив пластинки — крик — сохраняется как в бодрых панковских боевиках («Jigsaw Feeling», «Carcass»), так и в менее тревожных номерах. Общая атмосфера саспенса в триллере-нуар сохраняется как благодаря ритмическим перепадам, так и из-за нервической, шероховатой, но гениальной игры музыкантов. Владеет атмосферой голос Сьюзи Сиу, то срывающейся в ведьминские камлания, то холодно чеканящей слова боли и отчаяния. Фирменное заклинание «Overground», гаражный сатанинский рок-н-ролл в битловском кавере «Helter Skelter», срывающееся гитарное соло в фашистском трансе «Metal Postcard» — через все эти ступени сырой и мрачный британский панк-рок проходит, преображаясь уже в конце в классический пост-панк «Switch», узнаваемый уже во вступлении. Классический альбом пост-панка, вот ирония, оказывается экспериментом на тему «Во что может превратиться панк-рок». Дав хороший старт Siouxsie & The Banshees, альбом до сих пор считается классическим в музыкальном ландшафте Великобритании конца 70 гг., послужив для многих не столько образцом для подражания, сколько вехой, демонстрирующей, что развиваться можно и нужно. Примерно отсюда появился готик-рок, его ширпотребные современные образцы и, конечно же, подавляющее большинство мальчиков с накрашенными глазами.

Siouxsie & The Banshees — Join Hands (1979)

В те времена понятие «синдром второго альбома» отсутствовало как факт, но тем не менее: к второму альбому Siouxsie & The Banshees большинство слушателей какой-то особой любовью не блещут. Виной тому, очевидно, определенная монотонность и депрессивность пластинки. Сейчас уже не узнать, что довлело над музыкантами в то время, но ретроспективно видны влияния, просочившиеся из-за рубежа — это, в первую очередь, нью-йоркский шумовой авангард. Наложившись на традиционный британский панк, еще не мутировавший в пост-панк, он насытил пластинку характерными приметами стиля: неуправлямый гитарный лязг, внезапные саксофонные соло (как в «Regal Zone»), ну и, конечно же, экспрессивный вокал. От формы, подобно представителям no wave, музыканты не отказались, поэтому песни остались песнями, а не неопределенной структуры сюитами. Хитами альбом не блистал, но несколько песен («Placebo Effect», апокалиптическая «Icon» и жуткая 14-минутная молитва «Lord’s Prayer») в золотой канон Siouxsie & The Banshees все-таки вошли. Испугавшись этого мрака, видимо, в начале промо-тура из группы сбежали ударник Кенни Моррис и гитарист Джон Маккей. В туре их временно заменили Роберт Смит и Баджи, так что нет худа без добра — оба товарища в дальнейшем значительно, и в лучшую сторону, повлияли на саунд группы.

Siouxsie & The Banshees — Kaleidoscope (1980)

Никто и не подозревал, что получится именно так: после мрачной милитаристской работы «Join Hand» казалось, что Siouxsie & The Banshees уйдут в сторону радикальных музыкальных веяний. Однако, первая ласточка 1980 г., сингл «Happy House», показал, что группа отнюдь не стремится выйти исследовать глубины депрессии и жесткое звучание. 1 августа 1980 г. последовал и полноценный альбом «Kaleidoscope». Записи пластинки предшествовали кадровые перестановки: на смену Маккею и Моррису Сьюзи и Северин рекрутировали барабанщика Баджи и двух гитаристов, Стива Джонса и Джона Макгиоха. Смена состава заставила Сьюзи пересмотреть подход к творчеству (это я так предполагаю); от мрака как творческого метода, было решено отойти, хотя, безусловно, окрашивать своими тонами новую запись он не перестал. Большую часть аранжировок отдали на откуп синтезаторам, отчего они обрели известную изысканность и замысловать. «Радужная синтезаторная психоделия» — так во многих рецензиях окрестили «Kaleidoscope», и эта характеристика перекликается с его названием: калейдоскоп, быстрая смена картинок, настроений и стилей — так можно охарактеризовать впечатление от этого эклектичного, сильного и, что отрицать, достаточно хитового альбома в раннем периоде группы. Про каждую песню на альбоме можно рассказать по отдельности, настолько они разные и интересные по-своему. Жалящее гитарное соло «Happy House», исполненное Макгиохом, станет в дальнейшем визитной карточкой группы, «Tenant», построенная на перкуссии с подложкой из утробно бурчащего синтезатора, гаражный рокешник «Trophy», хиппистская психоделия про клубничную девочку «Christine» (выпущена позднее синглом), полностью синтезаторное атмосферное заклинание «Lunar Camel», оригинально построенная вокруг сэмпла заряжающейся фотокамеры «Red Light», «Hybrid», перекликающаяся с «Atmosphere» Joy Division — на «Kaleidoscope» широко представлены все творческие методы, которыми могли забавляться музыканты в начале 80-х. Альбом имел хороший коммерческий успех, из чего группа сделала определенные выводы. Эпоха ранних экспериментов закончилась: архаичный панк-рок альбома «The Scream», угрюмый пост-панк «Join Hands» и нововолновая психоделия «Kaleidoscope» слились воедино, чтобы из них родился гениальный «Juju».

Siouxsie & The Banshees — Juju (1981)

Четвертый и лучший, по мнению большинства, альбом Siouxsie & The Banshees стал пиком творческого развития группы в раннем периоде. После дебютного варварского панка «The Scream», депрессивной панк-готики «Join Hands» и синтезаторной психоделии «Kaleidoscope» Сьюзи и сотоварищи кардинально изменили подход к песням: написанные во время турне новые песни предварительно обкатывались на концертах, обогащаясь при этом сиюминутными находками. Несмотря на то, что песням, написанным в турах, обычно присущ некоторый сумбур, песни «Juju» сыграли на все 100% — эти 40 минут торжественного и мрачного пост-панка будут жить вечно. Альбом не врывается в голову слушателя — он хищно проскальзывает в неё с басовой интродукцией «Spellbound», в дальнейшем одного из главных хитов Siouxsie & The Banshees. На ней сразу и видны основные творческие методы на альбоме: Сьюзи Сиу, овладевшая идеально своим вокалом, выходящие за рамки ритм-секции ударные, бренчащая ритм-гитара, и, разумеется, характерно звучащие соло, словно стеклорезом рисующие причудливую атмосферу альбома. Эту же атмосферу интригуют и нагнетают последующие номера: резкий пост-панк под трансовый ритм «Into The Light», напряженная «Arabian Knights», шумная и двуслойная «Monitor», безупречная и холодная, как айсберг, вампирская мелодрама «Night Shift», отчаянная, как исповедь на костре, «Sin In My Heart», и, наконец, закрывающий ритуальный экспириенс «Voodoo Dolly» — раз иголка, два иголка, три иголка — и слушатель откидывается в кресле. Конец альбома. В каком-то смысле «Juju» получился концептуальным, в силу своей потустороннести и большому количеству мистических аллюзий и символики. Siouxsie & The Banshees окончательно вырываются в высшую лигу британского рок-н-ролла, закрывается ранний период группы, этим достигшей вершин пост-панка и готовой на новые эксперименты. А для современного слушателя, спрашивающего о том, надо ли слушать этот пост-панк 30-летней давности, звучит рефрен из «Spellbound» — «you have no choice».

Siouxsie & The Banshees — A Kiss in the Dreamhouse (1982)

Так случилось, что этот альбом был первым, с которым я познакомился у Siouxsie & The Banshees. Причина тому проста — в алфавитном порядке он является первым у группы, и в именно таком порядке они были записаны на пиратском mp-3 диске, которыя приобрел давно и без особой надобности. Понравилось? Ну конечно, иначе я бы не писал все это. А вот в ряду остальных пластинок группы, он, как видится через годы, стоит особняком. Дело в магической атмосфере, являющейся концептом для альбома. На минутку, в этом же году Cocteau Twins выпускают «Garlands», в котором еще нет ничего от дрим-попа, в дальнейшем снискавшего им славу, а у Siouxsie & The Banshees целый пласт песен, наполненных атмосферой волшебства, вздохами и бестелесными перекликами, с поправкой на то, что никто пост-панк бросать не собирался. Все тут хорошо: расширившийся инструментарий, богатый интонациями голос Сьюзи Сиу, эксперименты со стилями (прекрасная поп-баллада «Melt!», новая волна «Painted Bird», джазовая «Cocoon»). Группа будто бы отделила из наработок «Juju» все самое красивое и реализовала все это в пластинке, доказав, что не готикой и панком единым, эстетика прекрасного ей тоже не чужда.

Siouxsie & The Banshees — Hyaena (1984)

«Да что ж мне, разорваться, если я и умная, и красивая!» — примерно так видятся размышления по поводу дальнейшего творческого пути группы — прежняя стилистика себя явно исчерпала, а новые горизонты только начинают проясняться. Поэтому » Hyaena» среди прочих альбомов видится не целостным, но в то же время — благодаря экспериментам — очень интересным. Лоу-файный духоподъемный гимн «Dazzle», нестандартная для пост-панка мелодика «Take Me Back» и отличный хит-сингл «Swimming Horses» —  Siouxsie & The Banshees стали звучать гораздо атмосфернее и менее прямолинейно, что в панковские юные годы. Не особо популярная у слушателей, эта пластинка, тем не менее, является важным переломным моментом, переходом от новой волны к поп-музыке в хорошем понимании.

Siouxsie & The Banshees — Tinderbox (1986)

Восьмой номерной альбом Siouxsie & The Banshees можно считать кризисной работой для группы. После гениального пласта первых четырех альбомов с непоколебимой вершиной фирменного пост-панка «Juju», готической меланхолии «A Kiss in the Dreamhouse» и неуверенных пока еще попыток развиваться дальше в «Hyaena», Сьюзи Сиу и сотоварищи, усугубленные кадровыми перестановками и изматывающими турне оказались своего рода на распутье: казалось бы, традиционные творческие методы уже исчерпаны, а новые сыроваты и не во всем удовлетворяют. Поэтому альбом в значительной мере оказался компромиссным; готик-панковые мотивы уже давно не главенствуют в музыке Siouxsie & The Banshees, нововолновые клавишные приятно украшают аранжировки, а саунд в общем приблизился к какому-то неопределенному рок-н-роллу. Остались фирменные штучки музыкантов: жалящий гитарный звук, плотная ритм-секция и, по-прежнему холодный и бесстрастный, вокал Сьюзи Сиу. Архаичная готичная шумелка «Сandyman», мрачная мантра «This Unrest», первый дэнс-хит «Cities In Dust», колледж-рок «Cannons», звенящяя «92 Degrees», пик альбома — активная баллада «Land’s End», финальный психоделический инструментал «Umbrella» — пусть эти песни и не все входят в «золотой» канон группы, но интересны как пример эволюции музыкантов. Такого, в общем, больше не было: прошла пост-панковая ломка, после многоцелевого оммажа «Through the Looking Glass» развитие экспериментов довело музыкантов много куда, вплоть до внесения в музыку элементов хип-хопа, а «Табакерка», хоть и остается одним из малоизвестных альбомов Siouxsie & The Banshees, тем не менее слушается с интересом.

Siouxsie & The Banshees — Through the Looking Glass (1987)

Пора и честь знать: к 1987 г. Сьюзи Сиу и сотоварищи созрели для оммажа музыкантам, повлиявшим на них прямо или косвенно. Компания, как и способо переработки оригинала, оказались довольно пестрыми: прорвавшись в Зазеркалье Siouxsie & The Banshees, вы сможете увидеть героев прошлого и настоящего, как тех, что давно умерли, так и тех, кто до сих пор живее всех курилок на свете. Среди первых номером один выступает Billie Holiday (околоджазовый печальный кавер на «Strange Fruit») и The Doors («You’re Lost Little Girl»); во второй компании вечно молодые эксцентрики Sparks («This Town Ain’t Big Enough for Both of Us»), «The Passenger» Игги Попа, украшенная феерическими духовыми, выдержанная близко к оригиналу по настроению «Hall of Mirrors» Kraftwerk, рефрен которой задал название альбому, и, конечно, красивейшая версия «This Wheel’s on Fire» Боба Дилана, выпущенная также синглом. Siouxsie & The Banshees играют с песнями по принципу «песни не мои, что хочу, то и творю» — такого разнообразия в аранжировках и настроениях до этого не было ни на одном из номерных альбомов. Особое внимание вызывает «Trust In Me» — текст удава Каа из диснеевской «Книги Джунглей», в прочтении группы ставшая безусловным бриллиантом — благодаря особой магии, созданной абсолютно-не-панковской мелодии и приглушенно-усталому голосу Сьюзи.

Siouxsie & The Banshees — Peepshow (1988)

Натворили они дел, конечно, с «Peek-a-Boo». Самый неоднозначный альбом  Siouxsie & The Banshees многим запомнился по пилотному синглу, эклектично сочетающем в себе новую волну, речитатив и аккордеонный проигрыш. Оно и понятно — первое впечатление часто все портит. Тем не менее, движение хоть куда гораздо лучше, чем стояние на месте. Группа продолжает экспериментировать и изыскивать новые формы для своего по-прежнему отличного содержания. За сомнительной славой в виде  «Peek-a-Boo», однако, на пластинке скрылись несколько шедевров, которые, возможно, и не заставят встрепенуться суровых почитателей пост-панка и ранних  Siouxsie & The Banshees, но объективно являются отличными песнями, которые просто не стали особо известными — это одна из самых красивых песен позднего периода «Ornaments of Gold», драматическая «Turn to Stone» и амбиентный гимн «The Last Beat of My Heart».

Siouxsie And The Banshees — Superstition (1991)

Перефразируя известное: «Пост-панк уже мертв, а Siouxsie And The Banshees еще нет». На излете 1980-х одна из главных групп британского пост-панка выпустила экспериментальный, и спорный во многом, альбом «Peepshow». В музыкальном мире главенствовали уже новые тренды, актуальное стало напоминать солянку, многие корифеи постепенно теряли лицо, увлекаясь несмежными жанрами. На этом фоне выход концептуального альбома «Superstition» был воспринят не слишком активно, хотя, нельзя сказать, что группа совсем уж вышла из ньюсмейкеров. В чем заключается концептуальность альбома — дело темное; гораздо интереснее, что он получился очень интересным и без всяких объяснений. Эксперименты с новой волной, психоделией и электроникой привели Siouxsie And The Banshees на этом альбоме к золотому сечению их музыки: голос Сьюзи Сиу уже не столь агрессивен, как раньше, а очень даже лиричен (не следует упускать тот факт, что с годами он еще более обогатился), классический пост-панковский саунд сместился от гитарных к синтезаторным аранжировкам, умение писать песни осталось все на том же высоком уровне — а отсюда и такие хорошие песни, как псевдопсиходелический техно-номер «Kiss them for me», пост-панковский боевик «Cry», самая одухотворенная в каталоге группы «Shadowtime», новая волна «Silly thing», и, подводящая черту под этим «наваждением» финальная «The ghost in you» с эйфорическим гитарным соло. Взрослая и сильная работа сложившейся великой группы.

Siouxsie & The Banshees — The Rapture (1995)

Так получилось, что одиннадцатый и последний альбом Siouxsie & The Banshees был записан странным образом, однако это не сказалось на его качестве. В 1993 г. группа записывает в студии несколько треков с использованием струнных инструментов; не довершив работу, Siouxsie & The Banshees уезжают в концертный тур, оставив альбом на продюсера Джона Кейла. Кейл в середине 1994 г. сводит воедино все наработки альбома, и в начале 1995 г. пластинка выходит в свет. Несмотря на то, что в тот момент мир интересовался, мягко говоря, несколько другой музыкой, альбом получил положительные отзывы — критики отметили его как элегантный и стильный, а обозреватель Melody Maker и вовсе характеризовал его как «захватывающее, опасное и экзотическое трансконтинентальное путешествие». Это зрелая работа состоявшихся музыкантов, в которой прекрасно все — от изящных и изобретательных аранжировок до гаммы настроений. Никогда еще голос Сьюзи Сиу не звучал одновременно шутливо, как в «O Baby», и печально, как в «Sick Child», драматично, как в «Forever», и легкомысленно, как в «The Lonely One», нежно, как в «Stargazer», и, демонстрируя избыток пороха в пороховницах, агрессивно, как в «Love Out Me». Последняя песня, скоростной электро-альтернативный номер, кстати, демонстрирует дальнейший вектор развития сайд-проекта Сьюзи Сиу и её мужа Баджи, The Creatures, но это совсем другая история — выпускающий лейбл группы почему-то не проникся положительными откликами на альбом и через несколько дней после его выхода разорвал контракт с группой. Через полгода с резюме «От этого никто уже не получает удовольствия» Siouxsie & The Banshees перестают существовать, оставив только «The Rapture» — достойный финальный аккорд для великой группы.

Концертные альбомы

Siouxsie and The Banshees — Nocturne (1983)
Siouxsie and The Banshees — Seven Year Itch (2003)

Два классических концертных альбома группы. Выпущенный на пике формы  «Nocturne», с материалом первых пяти альбомов, записанным по время выступлений в Royal Albert Hall 30 сентября — 1 октября 1983 г. На гитаре, между прочим, Роберт Смит собственной персоной — у него как раз был тот самый период всяческих терзаний, когда он задвинул The Cure куда подальше. И записанный уже после распада «Seven Year Itch» во время мини-реюнион тура — представлен весь каталог, отточенное за годы мастерство музыкантов и голос Siouxsie.

Компиляции

Siouxsie And The Banshees — Once Upon A Time — The Singles (1981)
Siouxsie And The Banshees — Twice Upon A Time — The Singles (1992)

Особых пояснений эти релизы, конечно, не требуют. Два самых известных «The Best Of» Siouxsie & The Banshees выходили сопряженными с видеокассетами, на которых были клипы и концертные записи группы. По музыкальной составляющей вопросов нет — это исключительно стороны А выпущенных на данный момент синглов — «Once Upon A Time» охватывает классический период, с альбома «The Scream» (1978) по «Juju» (1981), а «Twice Upon A Time» — с «A Kiss in the Dreamhouse» (1982) по «Superstition» (1991). Треклист видео полностью повторяет треклист альбомов; видеоряд, конечно, во многих случаях довольно-таки смешной, мы ж знаем, как снимали клипы в 1980-х, например, но для истории — вполне интересное зрелище.

Siouxsie & The Banshees — Downside Up (2005) (4CD)

После распада Siouxsie and The Banshees в 1995 г. у группы осталось много нереализованных и неальбомных песен, которые большинство уже никак не смогли бы услышать, например, ввиду спада выпуска и продаж 7″ виниловых синглов и прочей фактурной теплой ламповой мелочи. По этой причине, и, разумеется, причине финансовой, лейблом Polydor был выпущен бокс-сет из четырех дисков, включающий в себя би-сайды 7» и 12» пластинок Siouxsie and The Banshees, начиная с дебютного сингла «Hong Kong Garden» (1978) и заканчивая «Stargazer» (1995); кроме того, в бокс-сет вошел диск с редким ЕР «The Thorn», выпущенным в 1984 г. На би-сайды музыканты обычно любили пропихнуть что-нибудь из экспериментального, поэтому в некоторых местах саунд довольно-таки нетипичный для Siouxsie and The Banshees, взять, например, стороны В синглов с альбома «Tinderbox» (1986), среди которых эксперименты с краут-роковым ритмом и психоделические инструменталы. В целом — прекрасная антология теневой стороны группы. Позже все эти композиции были расбросаны бонусами по переизданиям, но куда интереснее их слушать в данном контексте, без уже привычной классики Siouxsie and The Banshees.

Siouxsie And The Banshees — Voices On The Air — The Peel Sessions (1986)
Siouxsie And The Banshees — At The BBC (2009)

Звукозаписывающие компании продолжают в хвост и гриву доить золотую корову ностальгии по 80-м. Пост-панковский ревайвл породил вместе с новыми именами кучу переизданий, ремастерингов, бонус-треков и прочих вещей, которыми так любят обвешивать старые музыкальные продукты, чтобы они выглядели как новые. Каталог Siouxsie & The Banshees среди прочих расходится не хуже горячих пирожков; оно и понятно, группа была интересная во всех смыслах, сильно выделялась из всей пост-панковой и нововолновой братии, да и сейчас интерес не угасает — как со стороны старых меломанов, так и молодежи. Еще два релиза в коллекцию тех и тех — сборник сессий у Джона Пила (отличный, непередаваемый студийной записью звук) и трехдисковый бокс-сет студийных и концертных записей Siouxsie & The Banshees, сделанных для BBC, в период 1977-88 гг. Часть из них уже засветилась в сессиях для Джона Пила, некоторые были транслированы только в эфир, и, естественно, пылились годами в архивах радиостанции. Ушлые продюсеры все подняли, все почистили, запаковали в коробочку и запустили (кризис же ж!). Надеюсь, и самой Сьюзи Сиу достался профит.

***

siouxsie-and-the-banshees-in-1979-left-to-right-kenny-morris-siouxsie-sioux-john-mckay-and-steven-severin

Siouxsie and the Banshees in 1979, left to right: Kenny Morris, Siouxsie Sioux, John McKay and Steven Severin

siouxsie-and-the-banshees-in-1981-left-to-right-budgie-siouxsie-steven-severin-and-john-mcgeoch

Siouxsie and the Banshees in 1981, left to right: Budgie, Siouxsie, Steven Severin and John McGeoch

Сьюзи Сью на концерте в Нью-Йорке, ноябрь 1980 года

***

Personnel

Main article: Siouxsie and the Banshees personnel

Discography

Main article: Siouxsie and the Banshees discography

Studio albums

The Scream (1978)
Join Hands (1979)
Kaleidoscope (1980)
Juju (1981)
A Kiss in the Dreamhouse (1982)
Hyæna (1984)
Tinderbox (1986)
Through the Looking Glass (1987)
Peepshow (1988)
Superstition (1991)
The Rapture (1995)

***

External links

Official website
Siouxsie’s Sioux’s official website
The Banshees & Other Creatures – A comprehensive website with an array of information.
Untiedundone – A site with several articles and interviews published about the band from 1977.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s